Маруани против Киркорова
20.12.2016 Вторник 03:59
Хочу высказаться по поводу конфликта Дидье Маруани (французская группа Space) и Филиппа Киркорова. Если кто не слышал, Маруани потребовал от Киркорова сатисфакции в связи с предполагаемым фактом плагиата. Дело касается музыкальной композиции "A Symphonic Space Dream" с одной стороны и песни "Жестокая любовь" с другой:
Space — A Symphonic Space Dream (альбом "Symphonic Space Dream", 2002)
Филипп Киркоров (муз.Олег Попков) — Жестокая любовь (альбом "Незнакомка", 2002)
Вообще, мои симпатии, задолго до всей этой истории, были и есть на стороне Дидье Маруани. Просто потому что мне его музыка гораздо ближе — по звучанию и по тематике. Я был на концерте Space в 2006 году и даже получил открытку с автографом Маруани лично из рук маэстро. Лидер Space выглядит очень позитивным человеком и обожает Россию (он сам признаётся, что с СССР и затем с Россией у него роман длиной уже почти в тридцать лет).
На концерты Киркорова я никогда не ходил и с высокой вероятностью не пойду. Я считаю, что Киркоров — это классическая попса. У него есть, может, пара-тройка неплохих песен, но в связи с повторяющимися обвинениями в плагиате вопрос о том, его ли в действительности эти песни, остаётся открытым. Кроме того, меня напрягает его отношение к людям. В частности, к женщинам (имели место несколько скандалов с ним на этой почве). Ну и Шевчуку зуб выбил, хулиган.
Но, несмотря на всё вышесказанное, хочу попытаться высказать непредвзятое мнение. Во-первых, автором музыки к песне "Жестокая любовь" является не Киркоров, а композитор Олег Попков. Ну это детали.
Я внимательно послушал обе композиции. Спорным там является только припев. И он таки очень похож, да. Но чисто по нотам совпадение не стопроцентное. А процентов на семьдесят, примерно. Собственно, такой же результат (70%) дала, если не ошибаюсь, и официальная экспертиза, заказанная Маруани.
Далее. Обе песни официально вышли в свет в 2002 году. Оба автора — Маруани и Попков — утверждают, что при этом они исполнялись публично ещё раньше. Поэтому, вопрос о том, кто написал первым, на мой взгляд, уже покрыт слоем песка времени и установить истину уже не удастся.
И ещё один момент. Существует одна, гораздо более ранняя песня:
Irene Cara – I'm gonna live forever (1980, "Fame" OST)
Она — из звуковой дорожки фильма "Fame" ("Слава"), вышедшего на экраны в 1980 году (то есть аж за двадцать два года до выхода песен Киркорова и Маруани). Так вот, припев в этой песне тоже несколько напоминает спорный мотив. Сходство по нотам между ним и более поздними композициями, конечно, заметно меньше чем сходство между песнями Маруани и Киркорова, но оно есть, и я бы оценил его примерно в пятьдесят процентов.
Что я имею сказать по поводу всего этого. Человеческий мозг иногда преподносит сюрпризы даже своим хозяевам. Известный факт, что где-то мельком услышанная мысль, пройдя обработку подсознанием, может отделиться от информации о своём источнике, после чего начинает восприниматься как своя собственная. Я лично замечал это на себе и совершенно уверен, что подобное происходит и с другими. Вот я даже писал как-то о примере такого эффекта на себе самом:
... посмотрел ещё пару фильмов по схожей тематике. Оба фильма старые. Один — "Ангар 18". Посмотрев этот фильм я понял, откуда у меня в голове воспоминания о корабле пришельцев, о лифте между отсеками этого корабля, о иероглифах на панелях управления... Долгие годы я был уверен, что всё это — моя собственная фантазия. Однако после просмотра "Ангара 18" стало очевидно, что этот фильм я, судя по всему, посмотрел в глубоком детстве, в результате чего он запал в память и стал выдавать себя за мои собственные мысли. :)
Мне кажется, то же самое вполне возможно с мелодиями. Живя в век радио, телевидения, социальных сетей и всяких пандор с Apple Music'ами, мы окружены музыкой, которую порой слушаем едва ли не с утра до вечера. Тем более это касается композиторов. Для которых музыка — часть профессии и жизни. Часто мы слушаем музыку, что называется, "фоном", не концентрируясь на ней, параллельно занимаясь своими делами, не вникая, порой, в смысл слов и не осознавая, кто исполнитель. Музыка, которую мы слушаем таким образом, проникает в подсознание и там оседает в виде обрывков мелодий, которые мы потом любим напевать в душе. Так вот я думаю, что также как с мыслями, мелодии, играющие в голове, очень легко принять за порождение собственной фантазии.
Я к чему это всё? К тому, что я считаю, что можно украсть песню, не осознавая этого! Что, в общем-то, по определению не является воровством. Вполне возможно, что Маруани смотрел когда-то давно фильм "Слава", эта мелодия запала в подсознание и спустя двадцать лет всплыла на поверхность, переродившись в виде "A Symphonic Space Dream", повлияв на какие-то музыкальные решения при написании песни. Мозгу очень трудно увидеть связь между прослушанным много лет назад и родившейся только что мелодией. А потом уже Попков, возможно, услышав где-то музыку Маруани, написал свою, не осознавая факт плагиата. Или наоборот, поскольку оба писали свои песни примерно в одно время, Маруани мог услышать музыку Попкова и написать свою мелодию. (Что, кстати, представляется мне менее вероятным, ибо Киркоров с Попковым известны исключительно в России, а Маруани всё же звезда международного масштаба.)
В общем, я надеюсь, что композиторы (и певцы) уладят свои разногласия. А я делаю такой вывод. Никто не творит в вакууме. Любое творчество — результат переработки сознанием (и подсознанием) уникального жизненного опыта человека. В который (в опыт) могут попадать и результаты творчества других людей. В итоге, результат творчества одного может разительно напоминать результат творчества другого. Поэтому подобные скандалы были, есть и будут. Это нормально.