Гений да Винчи: альтернативный взгляд
30.01.2012 Понедельник 01:29
В прошлые выходные побывал на выставке "Гений да Винчи", посвящённой, соответственно, гению Леонардо да Винчи. На самом деле, про то, насколько да Винчи гениален, я говорить не хочу — про это и так уже все уши прожужжали. Напротив, я хочу взглянуть на этого человека с другой стороны. Точнее даже не на человека, а на его образ в современном мире. Дело в том, что, на мой взгляд, тема да Винчи раскручена искусственным путём и сверх всякой меры. Безусловно, Леонардо да Винчи был, наверное, неординарным человеком, но сейчас словосочетание "да Винчи" не имеет почти никакого отношения к реальному человеку. Теперь это бренд. Такой же как Sony, например. Или "Тефаль-ты-всегда-думаешь-о-нас". Под этим брендом устраиваются выставки, снимаются фильмы, пишутся книги — короче, делаются деньги. И в этом — в деньгах — мне видится главная мотивация для раскрутки этого бренда.
Научный, технический и культурный прогресс человечества движется равномерно и прямолинейно. Разумеется, случаются какие-то прорывы, но в целом имеет место некий средний темп развития. Достижения да Винчи — это срез этого процесса в определённый момент истории. Хорошо задокументированный автором и в виде этих документов сохранившийся до нашего времени и, видимо, поэтому ставший удобным объектом для раскручивания.
Откровенно говоря, чего-то действительно гениального я в творчестве да Винчи не увидел. Взять его эксперименты с машинами для полёта. Инженерная мысль, всё такое... Это всё прекрасно. Только ведь у него ничего не полетело! И ведь, если вдуматься, он находился на совершенно ложном пути, пытаясь применить принципы полёта птиц к построению механических устройств. Современные летательные аппараты летают на совершенно иных принципах, нежели птицы. В этом плане, русский учёный Николай Егорович Жуковский, открывший принцип подъёмной силы, определивший профиль крыла, который теперь используется в любом самолёте, на порядок гениальнее. Почему в его честь таких помпезных выставок с входным билетом за 400 рублей ($13) не устраивают?
Далее, многие машины Леонардо являлись лишь усовершенствованными вариантами уже существовавших ранее изобретений. Взять тот же архимедов винт, который, весьма в соответствии со своим названием, был изобретён Архимедом, а да Винчи только модернизирован. В этом нет совершенно ничего предосудительного, так и происходит технический прогресс — практически ничего не изобретается с нуля, всё базируется на достигнутом ранее. Но именно поэтому я и сказал, что достижения да Винчи — это всего лишь срез нормального исторического процесса. Этот срез можно было сделать почти в любой момент истории человечества, результат был бы очень похожим.
И наконец, меня уж совсем поражает нездоровый интерес к картинам Леонардо. В частности, к Джоконде. Друзья мои, откройте глаза! Это обычная картина! Каких сотни и тысячи! Есть лучше, есть хуже. Но конкретно в Джоконде я не вижу ровным счётом ничего, что могло бы заставить учёного носиться с ней как с писаной торбой — излазить каждый миллиметр полотна, просветить его всеми возможными видами излучений, а потом запихнуть в пуленепробиваемую стеклянную коробку и бояться дышать "в её присутствии"! С таким же успехом можно было бы носиться с любой другой картиной, любого другого художника, и там тоже нашлись бы свои секреты, тайны и необъяснимые факты. Много говорят о "таинственной улыбке" Моны Лизы. Я призываю каждого ответить на простой вопрос — мысль о том, что в её улыбке есть что-то таинственное, пришла к вам сама или ей помогли прийти извне? Уверен, что 99 процентов людей ответят, что мысль пришла извне — как результат процесса брендирования имени.
P.S.Кстати, по завершению написания заметки пришла в голову интересная аналогия: да Винчи — Стив Джобс. Я понял, что по поводу их обоих я думаю примерно одно и то же. О, предлагаю новый twist в истории о гениальности и таинственности да Винчи! Стив Джобс — это его реинкарнация!
30.01.2012 Понедельник 13:43
Ага. Ещё популярен "Чёрный квадрат", причём плагиат ведь! (как с винтом). Миром правят маркетологи.
30.01.2012 Понедельник 16:16
Ну, Чёрный квадрат это вообще нечто запредельное.
А почему он плагиат? Кто-то раньше нарисовал?
06.02.2012 Понедельник 12:53
http://mirfactov.com/u-monyi-lizyi-est-sestra-bliznets/
06.02.2012 Понедельник 13:15
... было установлено, что художник во время своей работы над картиной предпринял такие же исправления, как да Винчи на оригинале. Это доказывает, что оба произведения возникли одновременно.У товарищей, которые это пишут, проблемы с логикой. Что мешает современному художнику создать копию старой картины, а потом сделать в ней те же исправления, которые сделал в своё время автор оригинала?
09.02.2012 Четверг 23:01
Да что то из той же темы, когда перерисованный палец показывают группе с таким видом как будто он сам перерисовался)