Навигация

Итоги года

Другие ссылки


Реклама

Счётчики


I blog therefore I am

15.07.2014 Вторник 20:30

"I blog therefore I am" — "Я веду блог, значит я существую". Такую надпись прочитал я вчера на футболке, в которую был одет один из пассажиров в вагоне метро. Это намёк, подумал я. Знак свыше, что пора прекращать молчание в блоге.

К сожалению, не всегда находятся интересные темы, о которых хочется написать. Поэтому я решил попробовать ввести практику... ежедневного обсуждения новостей. Точнее, одной новости. Я выбираю любую заинтересовавшую меня новость из потока новостей за день и пишу, что я думаю по этому поводу. Таким образом, новость используется как инфоповод, тема, от которой можно оттолкнуться в обсуждении.

Начнём и посмотрим, как пойдёт.

В индийском Мумбае суд вынес обвинительный приговор по двум случаям группового изнасилования двум подросткам. Учитывая, что обоим преступникам еще нет 18 лет, их отправили в исправительную колонию на три года. ... Малолетних насильников спас только возраст. Трое их подельников приговорены к смертной казни, еще двое — к пожизненному заключению. http://lenta.ru/news/2014/07/15/rapecourt/

Тема несколько мрачновата, конечно, но я хотел бы расммотреть на её примере один интересный феномен. Дело в том, что люди часто проводят формальные границы, делящие всю область определения некоторой функции на чётко разграниченные диапазоны, там, где это не всегда уместно. В зависимости от того, в какой из диапазонов попадает значение функции, принимаются те или иные решения.

Это если говорить абстрактно. Если рассматривать конкретный пример, то в данном случае граница — это порог возраста, восемнадцать лет. До него ты — подросток, после него — взрослый человек. До восемнадцати лет ты не несёшь полной ответственности за свои поступки, после — ты отвечаешь за всё, что делаешь, в полной мере, по всей строгости закона.

Чёткие границы — это, конечно, здорово. Я сам, как программист, очень люблю когда всё чётко, понятно и недвусмысленно. Проблема однако в том, что эти красивые чёткие границы очень часто накладываются на область определения функции, которая далеко не дескретна, то есть изменяется плавно. В итоге, если рассматривать два значения этой функции, находящиеся вблизи одной из таких границ, но по разные стороны от неё, то, несмотря на то, что значения функции отличаются крайне незначительно, почти равны, действия, принимаемые по результатам "разблюдовки", могут отличаться кардинально, качественно.

Вот именно так в данном случае. Одних — тех, которым исполнилось восемнадцать, — расстреляли (или что они там в Индии делают для приведения смертного приговора в исполнение), а других, которым, возможно, восемнадцать исполнится завтра, за то же самое преступление всего лишь отправили в колонию на три года. В экстремальном случае разница в возрасте может быть в один день, а разница в наказании при этом — буквально может стать вопросом жизни и смерти.

Вот как-то не кажется мне это справедливым. С человеком физически ничего особенного в восемнадцать лет не происходит, чтобы так резко менять в одно мгновение степень его ответственности. Это как раз тот случай — в реальности психологическое взросление человека происходит плавно, а ответственность увеличивается единомоментно, одним скачком.

Это далеко не единственный случай когда реальность разграничивается тонкими линиями там, где никаких линий не может быть в принципе, ибо изменение происходит плавно. На мой взгляд, это придаёт жизни какую-то ненужную и неестественную дискретность. Сегодня тебе семнадцать лет и ты творишь, что хочешь, не задумываясь о последствиях, а завтра тебе исполнится восемнадцать, и, если что, тебя и расстрелять могут. Мне кажется, это может приводить к человеческим трагедиям. Ибо трудно в одночасье перестроиться. К увеличивающейся ответственности надо привыкать постепенно.

Я полагаю, что в таких ситуациях следует не проводить чётких границ, а задавать некоторую формулу, в которую будет входить плавно изменяющийся параметр. В частности, в случае уголовной ответственности, в формулу суровости наказания должен входить возраст преступника. Лет примерно до десяти ответственность должна быть нулевой, затем она должна плавно расти лет до двадцати и в двадцать лет становиться полной и больше не меняться на протяжении жизни. Это было бы справедливо.