Солярис 1972
23.08.2010 Понедельник 18:31
Вдумчиво и внимательно, после прочтения оригинала пересмотрел фильм Тарковского "Солярис", 1972 года выпуска. Что я могу сказать по поводу просмотренного? Могу сказать, что снято ближе к оригиналу, чем американская версия 2002 года. Гораздо ближе. В то же время местами фильм безбожно затянут. Например, сцену, в которой пилот Бертон едет в машине по китайским (или японским? по крайней мере, на знаках были иероглифы) дорогам, я вообще не понял. Какое она имеет отношение к сюжету? Пилот Бертон в книге вообще второстепенный персонаж, даже ни разу в сюжете не появляющийся, а лишь упоминаемый в каком-то отчёте, который читает главный герой. Учитывая, что в фильме эта сцена длится целых пять минут, её наличие в картине вызывает некоторые вопросы.
Но в целом, в фильме отсутствует главный недостаток американского фильма — сильная любовная линия, построенная в ущерб линии океана Соляриса. У Тарковского Океану уделяется значительно больше внимания. Хотя и не так много, как в книге.
Вот только сейчас мне пришло в голову, как цинично американцы вырезали при экранизации то, что не относилось к линии любовной истории. Что показывает полный игнор по отношению к Океану. А ведь это сильнейшие моменты книги, хоть немного приподнимающие завесу над тайной Соляриса. Например, сцена, в которой Хари — хрупкая девушка, порождение Океана, оставшись в комнате одна, без Криса, просто проходит сквозь металлическую дверь, разорвав её в клочья. Ведь это же принципиальнейший момент всего фильма! Из которого становится понятно, во-первых, что порождения Океана — неустойчивые структуры, которые каким-то образом тесно связаны с мозгом их "информационного родителя", на основе информации из которого они были созданы Океаном. Как и любая другая жизнь эти создания борятся за существование. А самым главным условием их существования является необходимость находиться рядом с мозгом, подарившим им жизнь. Удаление от него равносильно для них смерти. И для устранения любых условий, угрожающих их существованию, эти формы жизни каким-то образом способны использовать исполинскую энергию Океана — энергию субстанции, способной корректировать орбиту собственной планеты. Для неё какая-то металлическая дверь, построенная людьми, — это как лист фольги для самого человека. И вот этот момент показан в сцене, где Хари превращает дверь в лохмотья. Как можно было это скипнуть — ума не приложу.
Или ещё был очень важный момент, в котором обнаруживается, что платье, в которое одета Хари, не имеет пуговиц. Точнее, имеет, но они бутафорские, и с помощью них нельзя растегнуть платье. Ведь это намёк на то, что Хари, как и платье, надетое на ней, — это материализация мыслей Криса. Мыслей, среди которых не оказалось места для столь мелких деталей, как функционирующие пуговицы.
Оба эпизода есть в книге и в советской экранизации. Совершенно непростительно их выкидывание в американской версии. Это сценаристу и режиссёру надо было вообще не увидеть в произведении Лема ничего кроме очередной потенциальной голливудской слезодавни а-ля "Титаник".
Вообще, "Солярис" — это, по большому счёту, повествование о несостоявшемся контакте цивилизаций. Настолько разных, насколько заинтересованных в общении. С одной стороны люди, изучающие Океан доступными им методами. С другой — Океан, делающий абсолютно то же самое по отношению к людям. Проникающий в воспоминания, в мысли, материализующий их, и наблюдающий, что получится, какая будет реакция. Спустя несколько десятилетий эти двое — человек и Океан — так и разошлись, не сумев найти общий язык, увидеть друг друга в разнообразии внешних появлений. Когда люди покинули станцию, Океан подумал, "Что это было? Кто были эти странные маленькие существа? И что за странные картинки, хранят они в своих головах?.."