Концерт Роджера Уотерса в Петербурге, 6 июня 2008
13.06.2008 Пятница 04:40
Нечасто нас посещают люди такого масштаба как основатель группы Pink Floyd, Роджер Уотерс. Для меня Pink Floyd начался примерно в 1989 году (почти двадцать лет назад!). Как сейчас помню, загремел я тогда с лёгкой формой гепатита в Боткинские бараки и пролежал там месяц. Этот месяц, проведённый в больнице, — это вообще отдельная история. Я лежал в "молодёжной" палате, в которой кроме меня было ещё два человека — парни 19 и 21 год. А мне тогда было 15. Это был один из самых весёлых месяцев в моей жизни (бывает же такое — весёлый месяц в больнице!). А также один из самых познавательных. Я тогда узнал о жизни многое, что вряд ли можно было бы узнать сидя в благочинном родительском доме. Там я научился играть в преферанс, делать "чёртиков" их капельниц и разговаривать матом. Там я первый и единственный раз в своей жизни совершил кражу, зачем-то уперев из ординаторской упаковку одноразовых шприцев. Тогда же мне удалось почитать Камасутру и даже увидеть своими глазами, как забивается косяк с марихуаной! В общем говоря, тот месяц был для меня бесценной школой жизни, открывшей мне многие её новые стороны — плохие или хорошие, но несомненно составляющие её существенную часть.
Тогда я же узнал и о Pink Floyd. У одного из моих сокамерников соседей по палате была кассета с куском альбома "The Wall", одного из наиболее известных, пожалуй, флойдовских альбомов. С английским у меня тогда было ещё никак (в школе я изучал немецкий), поэтому не понимал ни слова из того, что пел Роджер Уотерс со товарищи. Но музыка и эмоциональный настрой зацепили достаточно сильно, чтобы после того как я откинулся вышел из больницы, я пошёл и купил себе в ларьке на Гражданке кассету с полным альбомом "The Wall". Причём кассету эту пришлось заказывать, и ждать потом пару дней, чтобы её записали. Вот так нелегко тогда давалось приобщение к музыкальному искусству загнивающего запада. Это сейчас можно пойти и купить себе за 100 рублей все альбомы любой группы на одном MP3-диске. А тогда это целый квест был — собрать полную коллекцию музыки любимого исполнителя.
Шло время. Где-то на третьем курсе института, когда я начал изучать английский — на дворе стоял 1993 год, — меня наконец-то начало интересовать, о чём же поётся в полюбившихся мне композициях Pink Floyd. Самостоятельно, на слух разобрать слова песен не представлялось возможным вследствие недостаточного владения языком. Но мне посчастливилось в каком-то подпольном рок-магазинчике на Чернышевской купить пару бесценных брошюр о Pink Floyd'е. Точнее, одна из них была не очень бесценная — в ней были тексты некоторых песен и рисунки, прямого отношения к Pink Floyd'у не имевшие. Но вот вторая книга меня просто поглотила. Это был примерно пятидесятистраничный труд Андрея Белостоцкого "Pink Floyd: история и песни". Эта книга сохранилась у меня по сей день. Брошюра Белостоцкого просто открыла мне глаза на Pink Floyd. К своему искреннему удивлению я узнал, что творения Флойдов не ограничиваются альбомами "The Wall" и "Wish You Were Here". В книге была подробно описана вся история группы, начиная с рассказа о её основании Роджером Уотерсом и Сидом Барретом в шестидесятых годах прошлого века, о печальной судьбе Сида Баррета в связи с его пристрастием к наркотикам, о золотых годах группы, когда были созданы самые известные их альбомы, и заканчивая историей о скандальном расколе, приведшем к выходу из состава группы Роджера Уотерса и последовавших не слишком удачных сольных альбомах Уотерса и лидера остатков группы, Дэвида Гилмора.
Вторая часть книги Белостоцкого содержала в себе песни нескольких альбомов Pink Floyd, включая The Wall, Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, а также ранних "барретовских" альбомов (то есть тех, лидирующую роль в создании которых играл легендарный Сид Баррет). Но это ещё не всё! Помимо оригинального текста песен, книга содержала также авторский перевод каждой из них на русский, выполненный автором книги. И надо отметить, что перевод этот местами практически не хуже оригинала. Например вот эти строки из песни "Comfortably Numb" я помню уже много лет как в оригинальном варианте так и в переводе Белостоцкого:
I have become
Comfortably numb
Так началось паденье
В уютное оцепененье
Больше всего я проникся альбомом "The Wall", благо книга не просто приводила тексты песен с переводами, а раскрывала концептуальный сюжет альбома, связывающий отдельные песни в цельное произведение. Я выучил наизусть тексты почти всех песен (причём помню почти всё до сих пор). Потом на какой-то выставке компьютерных технологий в Гавани я увидел кусок фильма "The Wall", воспроизводившегося на экране компьютера с сидюка. "Сидюк" — это сейчас звучит обыденно и даже немного старомодно. А в те времена (примерно 1993 год) CD был верхом технологии и воспринимался как нечто, к чему надо относиться трепетно и благоговейно. Через некоторое время я и сам купил себе такой же сидюк, и был совершенно счастлив, смотря "Стену" на своём "крутом" 386-ом компе.
Приехав в 2000 году в Штаты я купил "The Wall" уже на DVD и впервые смог посмотреть фильм в нормальном качестве. Затем, примерно в 2003 купил на DVD концерт Роджера Уотерса в Орегоне. Этот DVD стал одним из моих самых любимых. Я привёз его с собой из Штатов и время от времени пересматриваю. И вот наконец, изображение с DVD-диска плавно перешло в реальность и я увидел практически точно такой же концерт в своём родном городе, в живом исполнении легенды рок-музыки Роджера Уотерса...
Концерт Уотерса прошёл 6 июня 2008 года в самом центре Петербурга, на Дворцовой площади, рядом с Эрмитажем. По данным СМИ на нём присутствовали пятьдесят тысяч человек. Концерт был формально приурочен к открытию Петербургского Экономического Форума и стал подарком городу, так как был бесплатным. Однако, эта бесплатность довольно обманчива. Дело в том, что пространство непосредственно около сцены было отведено под VIP-зону, в которую "бесплатные посетители" не допускались. Кратчайшее расстояние, на которое можно было бесплатно подойти к сцене составляло что-то около сорока метров. Дальше дорогу преграждал забор. Ваш покорный слуга, однако, столь долго ждавший подобного грандиозного события, не мог позволить себе стоять за ограждением (behind THE WALL?), и поэтому заранее приобрёл себе билет. Билеты в VIP-зону стоили от трёх до пятнадцати тысяч рублей, что является просто неслыханно высокой ценой. В долларах США это составляет от $127 до $635. Таких цен я не видел ещё нигде и никогда. Даже концерты Металлики и Мэрлина Мэнсона в Штатах стоили не дороже $100. Вообще, видя такие цены начинаешь понимать, почему в Россию в последнее время рок-звёзды потянулись эшелонами — у нас тут были уже и Rolling Stones, и Kiss, и другие, а скоро приезжают Ленни Кравитц, Сантана, Игги Поп и даже Металлика. Таких гонораров как в России монстры рока не получат, скорее всего, ни в одной другой стране мира.
Я приобрёл себе самый дешёвый билет (за 3000 рублей), здраво рассудив следующим образом. Стоять в бесплатной зоне это слишком беспонтово. Однако покупать дорогие билеты во-первых жаба душит, а во-вторых, скорее всего в процессе концерта желающим из VIP-зоны удастся незаметно подобраться к сцене и колбаситься в непосредственной близости от кумира. Эта логика себя полностью оправдала. Хотя изначально я со своим самым дешёвым билетом сидел ненамного ближе чем те, кто смотрел концерт нахаляву, стоя "за стеной", но когда музыканты исполняли на бис, я оказался непосредственно у сцены и видел Роджера Уотерса на расстоянии нескольких метров.
Концерт состоял из двух частей с пятнадцатиминутным антрактом посередине. Открыла концерт песня "In the Flesh?", заглавная песня из альбома "Стена". Она вообще как нельзя лучше подходит для открытия концерта:
So ya
Thought ya
Might like to go to the show
To feel the warm thrill of confusion
That space cadet glow...
Потом было несколько классических песен, в том числе, например, Set the controls for the Heart of the Sun с альбома Ummagumma, фрагмент которой я даже записал на видео. Вообще, Ummugumma — это какой-то совершенно эзотерический альбом, на мой взгляд. По крайней мере две песни с него — Set the controls for the Heart of the Sun и Careful with that Axe Eugene — вообще кажутся пришедшими из другого мира... После этого до самого антракта пошли менее известные песни (некоторые я вообще слышал впервые — может это новые?). Зато после антракта Уотерс зажёг. Были спеты все основные хиты, включая известную всем Shine On You Crazy Diamond, посвящённую, как известно, Сиду Баррету. Его изображение появлялось на большом экране позади сцены (см.фото).
Кстати за весь концерт Роджер Уотерс не сказал ни слова по-русски. Часто приезжие музыканты говорят хотя бы что-нибудь типа "Привет, Россия!". Что интересно, по-английски он говорил довольно много, а вот перевода не было (not that it was very much needed).
На питерской сцене команда Уотерса выступила почти в том же составе, в котором они запечатлены на моём DVD с концертом в Орегоне. По крайней мере, я увидел довольно много знакомых лиц (всего в команде 11 музыкантов, включая Уотерса).
Была и непременная летающая свинья, как же без неё. Это фирменный знак Pink Floyd, присутствующий на всех концертах Роджера Уотерса. В каждой стране на этой свинье пишут разные надписи на местном языке. В нашем случае на ней было написано "За нашу и вашу свободу!", "Не плачь, не бойся, не проси" (почему-то "не плачь" вместо "не верь") и "Наконец свободен!". Я думал, что свинья полетает и улетит куда-нибудь обратно за сцену. Однако облетев всю Дворцовую площадь при помощи молодых людей, которые тащили её за верёвки, свинья в итоге обрела свободу, когда верёвки были отпущены, и устремилась в высь, в серое питерское небо. Было забавно видеть её рядом с ангелом, венчающим собой Александрийский столп в середине Дворцовой площади. Ангел как-будто провожал в далёкий путь не собирающуюся возвращаться свинью... Этот замечательный сюжет также запечатлён у меня на фотках.
На бис Роджер Уотер сыграл Vera, Another Brick in the Wall, и самой последней была исполнена Comfortably numb. Вообще, последние минут пятнадцать, когда народу удалось наконец поколбаситься около сцены — это самое ценное, это то, ради чего стоило сходить на этот концерт, заплатив деньги. Одно дело — слушать музыку спокойно сидя на месте, и совсем другое — в плотной тусовке единомышленников зажигать всем вместе под любимую музыку, исполняемую вживую автором, также находящимся на расстоянии нескольких метров. Это непередаваемое ощущение, это надо испытать самому. Особенно, когда музыка, которую ты слышишь — это "твоя" музыка, с которой ты жил много лет, испытывая самые разнообразные эмоции и которая в любой ситуации давала силы жить...