Работа: кульминация
22.04.2005 Пятница 11:19
Грядущие выходные обещают быть... захватывающими. Собственно, в эти дни наступает кульминационный момент всей полугодовой работы громадной толпы народа. Проект, на который меня наняли шесть месяцев назад, подошёл к концу, и в ближайшую субботу будет произведён релиз продукта в production environment. Это означает, что всё, что мы писали целых полгода, в выходные будет отдано на растерзание настоящим пользователям, которых, учитывая немаленький размер нашей организации, мягко говоря до фига. Процедура эта - весьма интимного характера. Если что-то пойдёт не так, результаты не заставят себя ждать. И дело совсем не в том, что какой-нибудь крупный начальник будет сильно злиться и поувольняет кучу народа (хотя в этом можно не сомневаться в случае серьёзных проколов). А в том, что реальные пользователи, которым по фиг наши проблемы и которые озабочены только тем, чтобы ничего плохого не случилось с их кровными накоплениями, которые наша организация бережно хранит в своих закромах, будут обрывать все телефоны, скандалить, жаловаться и совершать прочие необдуманные поступки, если в понедельник утром не смогут посмотреть на нашем веб-сайте, сколько денег у них на счету.
В связи с таким положением дел на работе чувствуется некое напряжение. Я заметил, что я сам и другие люди, прислушиваются к тому, кто чего сказал, нет ли каких проблем, всё ли идёт по плану. Спорные вопросы решаются немного на повышенных тонах. Короче типичная предрелизная лихорадка.
Код уже две недели как заморожен, то есть запрещено делать в нём какие-либо изменения. В основном решаются всякие конфигурационные проблемы. Мои коллеги-индусы вообще фигней страдают - им совершенно нечего делать. Сегодня уже в игрушки какие-то играли. Начальство на это смотрит сквозь пальцы, у него своих забот хватает.
К счастью, у меня какая-никакая работа есть. Вчера вечером был маленький предварительный релиз. Разворачивали небольшую, но очень полезную утилитку. По сравнению с грядущим Релизом (с большой буквы "Р"), это была совсем малозначительная процедура, однако лично для меня она значила почти тоже, что главный релиз. Дело в том, что написал эту утилику я. Дело было с месяц назад. Чисто для удобства самого себя я создал небольшую программулину, позволяющую быстро находить причину проблем определённого характера и исправлять их. Сначала программулину эту стали использовать другие разработчики, потом её увидело начальство и осталось так ею довольно, что приказало в срочном порядке делать production-версию и релизить. Утилиту будет использовать служба поддержки клиентов.
Я назвал утилиту Sage, что в переводе означает "шалфей". Название такое получилось потому, что ко всем другим продуктам, над которыми я работал в этой компании, я тоже придумал названия по названиям растений - Daisy (Ромашка) и Cactus (перевод, надеюсь, не требуется). Сначала я решил приколоться, и полное название утилиты звучало "Sage User Customizing and Keeping System", сокращённо SUCKS. Русским эквивалентом этого акронима будет что-то типа "Хренотень" или "Фигня", короче что-то не очень положительное. Почему-то это название не прижилось, осталось только первое слово - Sage. Причём оно осталось не просто как неформальное кодовое название продукта, а вошло во все официальные документы с серьёзными заголовками и звучными подписями, используется всеми без исключения сотрудниками и вообще вошло в обиход очень естественным образом. Довольно прикольно всё это видеть. С связи с этим вспоминается похожая история на моей последней работе в России, на которой мы локализовали продукт под названием FieldView. На русский перевели его как "Полегляд" (field по английский - поле, view - вид). Это название, как и Sage, тоже вошло во все официальные документы. Начальники удивлённо поднимали брови когда им давали на подпись документы с заголовком типа "Система Полегляд, в 5.0", но подписывали.
Релиз Sage прошёл успешно и почти без вмешательства с моей стороны. Вечером, часов в девять, мне позвонили с работы на мобилку и попросили присоедениться к телефонной конференции, посвящённой релизу моего продукта, так как обнаружились какие-то проблемы. Пока я искал номер телефона и нажимал кнопки на мобилке, проблему уже решили без моего участия. Кстати в конференции участвовало восемь человек включая меня. Удивлён таким вниманием к столь небольшой утилите.
В общем и целом, инициатива моя не пропала даром, и мне уже дали понять, что собираются предложить постоянное рабочее место. Правда это дело что-то начинает затягиваться. Но я думаю, что после главного релиза компания начнёт шевелиться. Сейчас всем не до этого.
Не могу не сказать несколько слов про Филлипа, американца, технического руководителя всего проекта. Это будут слова восхищения. Человеку две недели назад исполнилось 29 лет (моложе меня!). Он довольно хлипкого телосложения, на голове заметна небольшая лысина. Филлип - потрясающе умный мужик. Он один спроектировал и заложил программную основу практически всего проекта, управлял его разработкой и тестированием. Поверьте, система у нас весьма и весьма непростая, учитывая массу годами наслаивавшихся друг на друга компонентов. Всё эти компоненты, а так же существующие связи между ними надо было учесть, добавить в систему новые компоненты, необходимые для реализации нашего проекта, и скоординировать действия массы людей, чтобы всё это в итоге заработало. В отличие от большинства руководителей, которых я видел, Филипп сам по себе отличный программист, держащий себя в форме. То есть ему ничего не стоит сесть за свой лапоть, запустить Visual Studio и за пару часов написать что-нить вполне работающее и полезное. Ярко выраженный трудоголик. Он не раз работал до четырёх утра, затем снимал номер в гостинице по соседству, и в восемь утра снова был на работе! Видя таких как Филлип, я лишний раз убеждаюсь в полной безосновательности мифа о "тупых американцах".
В эти дни на Филлипа больно смотреть - он, видно, совсем перестал спать с приближением релиза. Это вполне понятно - на Филлипе огромная ответственность. Я бы себе такую не хотел. Нервы дороже. Зато, я уверен, что такие люди как Филлип получают очень много денег, ибо таких людей немного.
В общем, вот такая ситуация у нас перед релизным уикэндом. По всей видимости, придётся в выходные роботать. Точнее не то, чтобы работать (не думаю, что простым разработчикам будет что делать), но морально поддержать тех, у кого будет работа, наверное нужно. Надеюсь, всё пройдёт хорошо.