Жизнь червяка (полёт мысли)
05.09.2012 Среда 13:26
Закон кармы в буддизме и индуизме гласит, что человек, который ведёт неправедный образ жизни, в следующей инкарнации может родиться существом более низкого кармического уровня. Например, животным. Или растением.
Мне стало интересно, почему апологеты духовности считают, что жизнь, скажем, червяка чем-то отличается в невыгодную сторону по сравнению с жизнью человека. По-моему, в контексте его существования червяку живётся ничуть не хуже человека. Его жизнь, безусловно, гораздо более примитивна, но ведь и потребности в насыщенности и ранообразии жизни у червяка значительно ниже в силу примитивности его сознания. Тем не менее, у него, так же как у человека, есть негативные моменты, которые омрачают его жизнь. Есть позитивные моменты, которые, напротив, раскрашивают мир в радостные краски. Так же как и человек, червяк стремится минимизировать количество негатива в своей жизни и максимизировать количество позитива. Есть у червяка и состояние относительного покоя и удовлетворённости жизнью, когда он ощущает гармонию с миром. Это состояние можно считать аналогом ощущения счастья у человека.
Более того! По тем же буддистским канонам причина всех без исключения страданий человека — в его неумении обращаться с собственным разумом. Которого у червяка нет!
Задумаемся, что делает человека несчастным. Это всего несколько вещей:
- негативные воспоминания: сожаления о собственных поступках; обиды за то, как поступили с нами или теми, кто нам дорог;
- позитивные воспоминания: как было хорошо тогда и как плохо, что сейчас этого нет;
- страх будущего: мы не знаем, что уготовано нам в будущем; будущее может нести негатив, и мы этого боимся;
- превышение ожиданий над реальностью.
Все эти психологические феномены являются артефактами разума, то есть результатом наличия у человека памяти и абстрактного мышления. Соответственно, существо, у которого отсутствует разум, лишено всех этих причин страдания.
Выглядит так, как будто по всем параметрам червяк должен быть счастливее человека. Почему же инкарнация в виде червяка считается понижением в кармическом статусе?
Хотел бы я сам родиться в следующей жизни червяком? Скорее всего я отвечу "нет". Но я не знаю, ЧТО во мне говорит это "нет". Мой разум, как субстанция, целесообразность существования которой ставится под сомнение, вполне естественно борется за собственное существование, убеждая самого себя, что он необходим. Действительно, сидя за компьютером в тёплой комнате современного здания трудно согласиться с тем, что то, чему я обязан всем этим комфортом, — разум — не нужен. Несмотря на то, что я вполне осознаю, что именно он является причиной всех страданий в моей жизни.
И всё же, по размышлении мне кажется, что желание родиться в следующей жизни существом без разума, обусловленное тем, что разум приносит страдание, — инфантилизм. Нам в руки достался безумно ценный и сложный инструмент. Инструмент, который при должном использовании может помочь человеку поистине творить чудеса (как известно, при достаточном уровне развития технологии, её проявления неотличимы от магии). Отказываться от разума из-за того, что с его использованием связаны некоторые негативные моменты — такая же незрелость, как та, которая порождает, например, желание отказаться от использования самолётов из-за того, что они иногда падают, вместо того, чтобы искать пути увеличения надёжности полётов.
С другой стороны, если человек когда-либо достигнет такого уровня контроля над собственным разумом, при котором будут исключены все индуцируемые наличием разума страдания, останется ли такой человек человеком? Не являются ли факторы, описанные выше как причины страдания, также факторами, мотивирующими человека на творчество? На создание произведений искусства? Очень может быть. По крайней мере, думаю, никто не будет спорить, что страдания, связанные с неразделённой любовью, так или иначе лежат в основе доброй половины произведений искусства в любом жанре. (Где-то недавно прочитал, что всё человеческое искусство — есть суть танцы влюблённого страуса. )
Возникает вопрос, отделимо ли страдание вообще от человеческого существа. И не являются ли недостижимой утопией теории типа буддистского учения о просветлении и избавлении от страдания? Можно ли не испытывать страдание и создавать великие произведения искусства?
05.09.2012 Среда 15:47
> Почему же инкарнация в виде червяка считается понижением в кармическом статусе?
червяк дальше от нирваны :)
05.09.2012 Среда 17:19
> Можно ли не испытывать страдание и создавать великие произведения искусства?
Великими из назвали. Так что ответ нет за некорректностью вопроса.
> отделимо ли страдание вообще от человеческого существа
Зависит от обстоятельств. Всего делов-то устранить причину страданий.
> Не являются ли факторы, описанные выше как причины страдания, также факторами, мотивирующими человека на творчество?
Нет. Мотиваций в творчестве хватает и без страданий
> почему апологеты духовности считают, что жизнь, скажем, червяка чем-то отличается в невыгодную сторону по сравнению с жизнью человека.
Это у апологетов так. А нормальные люди ничуть так не считают. Поэтому живут весело и счастливо, потому что пофиг, кем они станут.
06.09.2012 Четверг 00:22
Самолеты то все таки иногда падают, а мозг продуцирует мысли постоянно!
Из контакта: когда научился играть в похер жизнь стала налаживаться.
06.09.2012 Четверг 00:27
А я в последнее время наверно поэтому в основном читаю науч.фантастику, там эти любовные страдания обычно сведены до мин (исключение лем - солярис).
06.09.2012 Четверг 17:41
>> Можно ли не испытывать страдание и создавать великие произведения искусства?
> Великими из назвали. Так что ответ нет за некорректностью вопроса.
Что же в нём некорректного? Да, произведения искусства называют великими люди — другого ведь критерия нет.
>> отделимо ли страдание вообще от человеческого существа
> Зависит от обстоятельств. Всего делов-то устранить причину страданий.
В том-то и дело, что, судя по всему, причина страданий — в человеческом разуме. Если его устранить, то, боюсь, о человеке разумном речь идти уже не будет. :) Как альтернатива, можно научиться контролировать свой разум таким образом, чтобы он перестал являться причиной страданий. Но тут мы возвращаемся к вопросу — будет ли человек с таким разумом продолжать оставаться человеком в привычном смысле? Что-то я сомневаюсь.
06.09.2012 Четверг 17:47
> Мотиваций в творчестве хватает и без страданий
Какие, например?
> Это у апологетов так. А нормальные люди ничуть так не считают. Поэтому живут весело и счастливо, потому что пофиг, кем они станут.
Не сказал бы. В жизни "нормального человека" что, мало страданий? Ты никогда не сожалел о сделанном, не сделанном, упущённом? Ты никогда не сожалел о том хорошем, что было, но чего теперь нет? Ты никогда не опасался будущего? Тебя никогда не угнетало, что ты не можешь получить что-то, чего очень хочется? Это всё страдания, и причина их — разум.
06.09.2012 Четверг 17:51
> Самолеты то все таки иногда падают, а мозг продуцирует мысли постоянно!
Не все же мысли, продуцируемые мозгом, приводят к страданиям. :)
> Из контакта: когда научился играть в похер жизнь стала налаживаться.
Очень верная мысль, имхо. :) Жить сегодняшним моментом — в этом ключ к счастью, судя по всему.
06.09.2012 Четверг 17:57
#5 мне показалось, что ты имел ввиду, что "великие" произведение создаются на почве страдания. Я имел ввиду, что создаются вполне себе обычное произведение, необязательно в состоянии страдания. Которые потом непонятно на каком основании могут назваться "великими"
06.09.2012 Четверг 17:57
> червяк дальше от нирваны :)
Ну не знаю. Может, он уже в ней. :)
06.09.2012 Четверг 17:59
Не сказал бы. В жизни "нормального человека" что, мало страданий? Ты никогда не сожалел о сделанном, не сделанном, упущённом? Ты никогда не сожалел о том хорошем, что было, но чего теперь нет? Ты никогда не опасался будущего? Тебя никогда не угнетало, что ты не можешь получить что-то, чего очень хочется? Это всё страдания, и причина их — разумХватает, не спорю. Но для себя решил, что если себя "пилить", то начинает банально подрываться здоровье, нафига мне такое надо, не хочу я быть червяком преждевременно
06.09.2012 Четверг 18:00
То о чём ты говоришь, сейчас модно перефразировать в формулу: "Все болячки от нервов", которую можно развивать и на указанные выше вопросы
06.09.2012 Четверг 18:07
#8 Так вот мне кажется, что те произведения, которые в дальнейшем называют великими, создаются в большинстве случаев на почве страдания. Сколько великих творческих людей (писатели, поэты, художники) были довольно несчастны... У кого-то проблемы с головой, у кого-то с алкоголем, у кого-то — с неразделённой любовью. Есенин, Маяковский, Мунк, Ван Гог — список таких людей можно продолжать очень долго. Или Цой. Человек, явно оставивиший след в умах людей, живших в девяностые годы. Через всё его творчество красной нитью проходит тема печали. А печаль — это лёгкая форма страдания.
06.09.2012 Четверг 18:09
> "Все болячки от нервов"
Это-то точно. Ведь мозг ака пристанище разума — это есть центр нервной системы, то есть как бы самая главная нервная клетка. :) Только я говорю ещё и о том, что от нервов не только все болячки, но и по крайней мере многие произведения искусства.
06.09.2012 Четверг 18:24
> Только я говорю ещё и о том, что от нервов не только все болячки, но и по крайней мере многие произведения искусства
Тут сложно провести границу. Если художник работает, чтобы хватило на минимум жизни, он может страдать или не страдать, в зависимости от жизненной позиции. Другой вопрос, что его работы могут назвать "великими", а могут и не назвать, от него это может зависеть постольку поскольку.
Ситуаций может быть сколько угодно.
06.09.2012 Четверг 19:39
#10
>Ну не знаю. Может, он уже в ней. :)
Тогда это уже не червяк...