Восьмибитная Вселенная
01.02.2017 Среда 05:54
Сегодня популярна идея о том, что мир может быть эмуляцией, создаваемой очень мощным компьютером. Внедрению этой идеи в умы людей способствует развивающаяся прямо сейчас семимильными шагами технология виртуальной реальности: очки виртуальной реальности Oculus Rift, HTC Vive и т.п. Которая не может не наводить на мысль о том, что наша собственная реальность может быть эмуляцией.
Первое впечатление, возникшее у меня когда я впервые надел VR-очки, было лёгкое разочарование. Разочарование, вызванное завышенными ожиданиями. А именно, я ожидал более высокого разрешения, более чёткого изображения и, вообще, картинки, более близкой по качеству к тому, что мы видим в реальности. Я уверен, что со временем технология будет улучшаться и, возможно, по экспоненте. Уже сейчас создаются опытные образцы очков с разрешением 4K на глаз (примерно 4000 пикселей по горизонтали), с широким полем зрения (больше 180 градусов) и т.д. Думаю, это дело времени, когда виртуальная реальность эволюционирует до состояния, когда она будет почти неотличима от реальной, также как обычные 2D-мониторы в своё время эволюционировали от примитивных монохромных (то есть, чёрно-белых или чёрно-зелёных) экранов с разрешением 100 на 200 точек или около того до современных мониторов с разрешением 4K и миллионами цветов, позволяющих отображать картинку, которую невозможно отличить от высококачественной фотографии.
Всё это навело меня вот на какую мысль. Если мы действительно живём в эмулируемой реальности, то "качество изображения", которое мы наблюдаем в нашем мире, — наивысшее для нас. Мы никогда не видели ничего более высококачественного, чем то, что мы видим в реальности. В "настоящей" реальности, то есть в той, в которой находится эмулирующий нашу реальность компьютер, "разрешение" может быть выше. Несоизмеримо выше. И мы, поскольку ни разу не видели той реальности, совершенно не в состоянии представить как выглядит такая высококачественная картинка. Точно также, как если мы создадим собственную виртуальную реальность, которая, допустим, будет восьмибитной и будет выглядеть как игры на компьютерах восьмидесятых годов (ZX Spectrum, Commodore и т.д.), и населим её виртуальными жителями, то для них их восьмибитная реальность будет пределом совершенства. Тем барьером, к которому их собственные компьютерные технологии смогут только стремиться, но никогда не смогут преодолеть.
Понимаете, к чему я? Наша реальность, такая суперреалистичная, поражающая своей глубиной и масштабами — от струн и кварков до квазаров и галактик, — для наблюдателя в реальности более высокого порядка может выглядеть также, как для нас восьмибитная игра! Мы можем находиться в такой же ситуации, как программа, работающая на эмуляторе Спектрума на PC, которая не в состоянии "осознать", что в реальности оперативная память далеко не ограничена 48 килобайтами, скорость процессора не 3 МГц, а 3 ГГц, разрешение экрана на порядок больше по обоим измерениям и что существует такая вещь как "жёсткий диск".
Мы можем быть "восьмибитными", не осознавая этого.