Навигация

Итоги года

Другие ссылки


Реклама

Счётчики


Нью-Йорк. Часть 2. Небоскрёбы

07.01.2013 Понедельник 04:06

Пройдя насквозь весь Центральный парк, а это примерно четыре километра, мы вышли на Пятую Авеню. Это один из главных проспектов Нью-Йорка, на котором расположено множество достопримечательностей города, а также масса модных бутиков. Пятая авеню для Нью-Йорка — это как Елисейские поля для Парижа или Невский проспект для Петербурга.

Я как-то давным давно писал в отчёте про путешествие где-то в районе Долины смерти о необычном эффекте, проявляющемся в гористой местности. Когда видишь невдалеке гору, и кажется, что до неё рукой подать, каких-то пятнадцать минут ходьбы, зачастую это оказывается иллюзией. Ибо если задаться целью дойти до этой горы, то можно обнаружить, что идти до неё — не пятнадцать минут. И не тридцать. И даже не час. А вполне возможно два часа, а то и больше. И чем выше гора, тем сильнее этот эффект. Объясняется это просто: в повседневной жизни человек просто не сталкивается с объектами такого масштаба, поэтому сознание услужливо "подгоняет" предполагаемые размеры в привычные рамки. Что и вызывает разрыв шаблона при попытке дойти до этого объекта, в ходе чего обнаруживается, что он гораздо дальше и гораздо больше чем казалось.

Я вспомнил про этот эффект когда мы, выйдя из Центрального парка, направились по направлению к югу Манхэттена. Перед нами маячили небоскрёбы, и казалось, что они совсем недалеко. Но мы шли и шли, а небоскрёбы всё не начинались и не начинались, вместе этого по-прежнему маяча "невдалеке". В общем, прогулка до них заняла в несколько раз больше времени чем мы предполагали.



Наконец мы зашли в каменные джунгли. Первой достопримечательностью стал Рокфеллер-центр (Rockefeller Center), один из знаменитых небоскрёбов Нью-Йорка, носящий официальное звание памятника архитектуры (это мой вольный перевод; по-английски звучит как "national historic landmark"). Жаргонное название этой высотки - The Rock ("скала" или "камень").



Построен этот "камешек" в тридцатых годах XX века семейством Рокфеллеров, разбогатевших на торговле нефтью. (Лирическое отступление. Я этого никогда не пойму — почему на торговле нефтью может богатеть какое-то частное лицо? Нефть — это природный ресурс, и, как таковой, она должна являться как минимум национальным достоянием, а как максимум — принадлежать всему человечеству.)

В зимнее время рядом с Рокфеллер-центром обустраивается ледяной каток, и катание на нём является одним из любимых зимних развлечений жителей города.









На этом знакомство с этим зданием у нас не закончилось, вечером этого же дня мы снова оказались здесь. Но об этом чуть позже.

Когда гуляешь по Нью-Йорку невозможно не обратить внимание на особенности местного автомобильного транспорта. А именно, бросается в глаза обилие машин жёлтого цвета. Они везде! Их гораздо больше чем машин любого другого цвета! А всё потому, что жёлтые седаны — это такси. И Нью-Йорк просто кишит ими — это самое точное определение: кишит.



Это просто какой-то национальный вид общественного транспорта в этом городе. Видимо, это связано с тем, что, несмотря на прекрасную транспортную инфраструктуру, дороги всё же не справляются с потоком автомобилей, поэтому для нью-йоркцев езда на работу и с работы на метро — это норма жизни. Езда на собственном автомобиле, во-первых, может занять в несколько раз больше времени (помню, в 2004-ом году транзитный проезд через весь Нью-Йорк на машине занял у меня три часа), во-вторых, она дороже из-за расходов на бензин, парковку и совершенно неизбежные штрафы за неправильную парковку. Поэтому в центре люди как правило находятся не на личном автомобиле, поэтому любые передвижения там осуществляются либо на общественном транспорте, либо на такси.

Следующей достопримечательностью, к которой я сознательно стремился и которую обязательно хотел увидеть, стал "Утюг". Это двадцатиэтажное здание необычной треугольной формы. По-английски оно называется Flatiron (устаревший термин для утюга) и примечательно тем, что, будучи построено в 1902-ом году, является первым небоскрёбом Нью-Йорка, а по некоторым (неподтверждённым) данным, и первым небоскрёбом в мире.



Архитектором здания был Дэниел Бёрнэм (Daniel H. Burnham), который является автором вот этой фразы:

Make no small plans for they have no power to stir the blood.

Или в моём вольном переводе на русский:

Строй только грандиозные планы. Всё остальное не обладает силой будоражить кровь.

Я прочёл эти слова десять лет назад — они использовались в качестве эпиграфа в книге про нью-йоркские Башни-близнецы (WTC). Эта фраза запала мне в душу. Воистину, так и делаются великие вещи — когда кто-то плюёт на стереотипы и условности и замахивается на что-то такое, что всем остальным, да и ему самому до поры до времени, кажется невыполнимым.













Здание "Утюг", по нынешним временам вполне скромное сооружение, в начале XX века являлось настоящим прорывом в технологии строительства и прекрасной иллюстрацией к процитированным выше словам.

Ещё одно очень известное здание Нью-Йорка — Крайслер Билдинг (Chrysler Building). Правда, наш путь пролегал не рядом с ним, но заметив его среди других небоскрёбов нельзя было не сфотографировать его узнаваемые очертания.



Построенный в 1930-ом году, этот небоскрёб являлся самым высоким зданием в мире в течение одиннадцати месяцев, пока его не превзошёл знаменитый Эмпайр Стэйт (Empire State Building). Мне Крайслер Билдинг нравится прежде всего своей очень узнаваемой, оригинальной верхушкой.

Кстати, рядом с Эмпайр Стэйт мы тоже прошли, так как он расположен на Пятой авеню, но он запомнился только толпами каких-то людей в костюмах, агрессивно предлагавших купить у них билет на посещение вершины здания. Из-за этого на сам Эмпайр Стейт толком посмотреть не удалось.

В конце концов мы свернули с Пятой авеню и углубились в самое сердце города — районы южного Манхэттена. Это как раз то место, где шея туриста устаёт от того, что голова всё время смотрит вверх.







Мы побывали на том месте, где простояли отведённые им судьбой и террористами тридцать лет Башни-близнецы (WTC). Последний раз я был здесь в том самом, трагическом 2001-ом, в апреле. А трагедия случилась в сентябре. Тогда, в апреле, мне удалось побывать на вершине одного из легендарных "близнецов", и я бережно храню билет на его посещение. Сейчас, спустя двенадцать лет, здесь строят новый комплекс зданий, который всё так же называется WTC. Но выглядеть он будет по-другому, хотя когда много лет назад обсуждались варианты того, что построить на этом месте, одним из вариантов была полная копия оригинальных башен.

На момент нашего визита, новое здание One World Trade Center уже превзошло по высоте Willis Tower в Чикаго (бывшая Sears Tower), и, соответственно, теперь оно является самым высоким небоскрёбом США. Хотя ещё и не достроено до конца.





В Battery Park (парк, расположенный на на самом юге Манхэттена, на берегу Нью-Йоркской бухты) находится интересная реликвия — металлическая скульптура "Сфера" с удивительной судьбой.



Ровно тридцать лет — с 1971-ого по 2001-ый — "Сфера" простояла аккурат посередине между двумя башнями WTC. А после трагедии 9/11 её обнаружили среди обломков зданий и самолётов с лишь незначительными повреждениями. Теперь Сфера, ровно в том состоянии, в котором её нашли, находится в Battery Park. Рядом с ней горит вечный огонь в память о погибших в тот сентябрьский день.

#1 Frukt
09.01.2013 Среда 21:07

Утюг очень интересный)