Осенний "марафон"
18.10.2012 Четверг 22:21
Зарисовки о хождениях по интервью
Итак, практически завершился мой "осенний марафон". Марафон хождений по собеседованиям в поисках работы. Его активная фаза продолжалась три с лишним недели. Началась она когда я ещё работал на своей предыдущей работе, но мной уже было написано заявление об увольнении (об этом я напишу отдельный пост), а закончилась сегодня, когда я принял один из офферов (официальных предложений о работе) из тех, которые у меня имелись, и отклонил все остальные.
Хождение по мукам собеседованиям — это довольно интересный и познавательный процесс. И вообще, мне такой род деятельности понравился. Если бы за это ещё платили деньги, я бы вообще с радостью работал кандидатом. А что, свободный график — со мной ведь согласовывают время собеседования, могу выбрать любое. Общение с людьми, каждый день — разными. Это тоже интересно, и мне этого несколько не хватает в "обычной" жизни. Время сидения в офисе (на собеседовании) и время нахождения на воздухе распределены в пропорции примерно пятьдесят на пятьдесят. Это гораздо приятнее чем восемь часов безвылазно сидеть в офисе. Профессиональный уровень, опять же, растёт: на каждом собеседовании могут спросить что-то, чего не знаешь, и это побуждает к тому, чтобы проработать этот вопрос и восполнить пробел в знаниях. Короче говоря, недостаток у такого вида деятельности только один — за это никто не платит.
Это была, пожалуй, самая масштабная кампания по поиску работы, когда-либо мной предпринятая. По крайней мере, по количеству компаний, с которыми я вёл переговоры. Таковых набралось целых шестнадцать штук. В некоторых из них я проходил более одного собеседования, так что собеседований было больше двадцати (двадцать три если быть точным; некоторые из них — телефонные). В паре случаев было по три собеседования в один день. Кстати, оба таких случая почему-то выпали на среду. Видимо, среда — середина недели — пик деловой активности. В среднем получается примерно полтора собеседования за один бизнес-день.
В общей сложности получено четыре оффера. Три оффера пришлось отклонить. Ещё с тремя компаниями я прекратил переговоры по своей инициативе ещё до получения каких-либо офферов или отказов. Ну а все остальные компании — девять их, то есть чуть больше половины от общего количества — отказали мне.
Хотя на самом деле, в современном деловом мире у компаний не принято делать отказ как таковой. Подавляющее большинство фирм, не желающих нанимать вас на работу, просто исчезают после интервью — ни звонка, ни e-mail'а, ни прощального поклона. В принципе, я всегда знал о такой специфике современного трудоустройства (по крайней мере, в России) и был готов к этому, но, всё равно, иногда это коробит. По-моему, это как-то несолидно — поначалу представитель компании тебе звонит, вежливо разговаривает, приглашает на интервью, а после интервью тупо исчезает. В принципе, я могу это понять — компании, особенно крупные, каждый день общаются с массой кандидатов, и сообщать каждому, кого они решили не брать на работу, об отказе, — наверное сложно. Но, у меня были ситуации когда я сам уже после собеседования писал представителю компании, с которым до этого общался, с просьбой сообщить какие-то результаты и натыкался на игнор. Ну несолидно, что и говорить. В такие фирмы больше обращаться не хочется. Надо отметить, что крупные компании, известные даже людям, далёким от IT, дорожат своей репутацией и не позволяют себе такого отношения к людям. В таких фирмах принято сообщать кандидату о результатах процесса трудоустройства вне зависимости от результатов этого процесса. Простейшее стандартное письмо с отказом ("мы рассмотрели... мы не готовы... мы сохраним ваше резюме в нашей базе..."), по-моему, лучше чем отсутствие вообще какой-либо реакции.
Ещё один странный момент — тенденция некоторых компаний звонить единожды. Если в тот момент, когда они звонили, я, скажем, сосредотачивался в туалете или по каким-то иным причинам не мог ответить, то я никогда уже не узнаю, что же такие компании хотели мне сказать, ибо больше они не перезванивают. Перезвонить самому можно не всегда — часто в компании бывает многоканальный телефон, и до человека, который тебе звонил, простым звонком на звонивший номер не доберёшься.
* * *
Один из полезных результатов массированного поиска работы — сбор статистики. Из первых рук можно узнать ряд важных моментов о ведении бизнеса в области IT в современной России. Кто чем занимается, какие проекты существуют, кто заказчики — российские компании или заграничные. Ещё один интересный момент - схемы выплаты заработной платы. Вот небольшая статистика, основанная на общении с шестнадцатью компаниями, с которыми я вёл в этот раз переговоры (без упоминания каких-либо имён и названий):
- Девять компаний выплачивают зарплату по "белой" схеме, то есть по Трудовому кодексу РФ. Налог платится со ста процентов суммы реального дохода. Радует, что таких компаний больше половины. Я думал, что ситуация с "белизной" зарплат у нас хуже.
- Одна компания оформляет всех сотрудников как индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ). Это тоже "белая" схема в том смысле, что налог платится со ста процентов суммы зарплаты, хотя налог меньше чем в случае с оформлением по ТК. Вопрос о том, каким боком обычный программист, работающий наёмным рабочим в обычной фирме, является предпринимателем, остаётся открытым.
- Пять компаний выплачивают зарплату по "серой схеме". Доля "белой" части в разных компаниях варьируется от 10 до 30 процентов. Остальное выдаётся "в конверте" и "невидимо" для налоговой инспекции. Излишне говорить, что десять процентов от средней зарплаты программиста — сумма смехотворная.
- Восемь фирм работают преимущественно с российскими заказчиками. Соответственно, остальные восемь работают преимущественно с заграницей и, как правило, являются российскими филиалами западных компаний.
- Не все компании согласны на то, чтобы оговорить в договоре конкретную сумму и платить её каждый месяц, независимо ни от чего. Некоторые компании обусловливают испытательный срок, в течение которого зарплата меньше оговоренной. Другие идут дальше и страхуют себя при помощи схемы "оклад+премия". Это делается не для сокращения налоговой базы (налог всё равно платится со всей суммы), а именно для страховки на случай того, что человек оказался лентяем и не хочет работать. Тогда его можно лишить премии.
- В сильно государственных компаниях типа НИИ или КБ ситуация с зарплатой вообще забавная и крайне необычная для человека, привыкшего к западным стандартам. Дело в том, что таким организациям государство выделяет деньги в конце календарного года, и конкретная сумма зависит от объёма и качества выполненной за год работы. Соответственно, сотрудники получают деньги преимущественно в конце года. А в начале они, как правило, получают чистый оклад, который может составлять, например, смешную сумму 20 т.р. ($650). Зато под Новый год... Но эта неуверенность в завтрашнем дне, зависимость от доброй воли ряда чиновников где-то наверху и, вообще, отсутствие прямого контроля над ситуацией, лично для меня является сильным демотивирующим фактором для работы в такой компании. Впрочем, такая компания была только одна (может, две, точно не помню).
- Также сильно вразрез с западными стандартами идёт практика некоторых компаний предлагать суммы, меньшие запрошенных. В принципе, лично я не вижу в этом ничего плохого. Рынок есть рынок, на рынке принято торговаться. Но в западных компаниях это не принято. Чисто российская (видимо, выросшая из советских реалий) специфика — предложить кандидату 40 т.р., когда в зарплатных ожиданиях написано "от 50 т.р." (цифры условные). И хорошо если так — с конкретными цифрами. В некоторых компаниях оффер делается вообще в крайне размытой, причём устной, форме. Выйдя после собеседования из такой компании зачастую бывает трудно понять, сколько же денег в итоге тебе предложили — настолько туманно всё было высказано. В общем, это, на мой взгляд, тоже признак некоторой несолидности и незрелости российского бизнеса.
* * *
Одним из ключевых критериев для меня при выборе компании было наличие "белой" зарплаты. Как минимум - оформление индивидуальным предпринимателем, как максимум - оформление по Трудовому кодексу. Главное, чтобы налог платился со ста процентов от суммы заработной платы. Потенциальным работодателям я говорил, что мне это важно в контексте возможности получения кредитов, ипотеки и т.п. И отчасти это правда. Остальная же часть правды заключается в том, что я в силу своих скромных возможностей хочу содействовать "обелению" нашей экономики. Об этом аспекте моей мотивации я умалчивал, ибо я очень не уверен в том, что нашёл бы у своих собеседников понимание в этом вопросе. Особенно если речь идёт о компаниях, "сидящих" на "серой" зарплате. К сожалению, идея о том, что соблюдение закона — залог нормализации ситуации в нашей стране, и что мы все в этом заинтересованы, по-моему, не очень популярна в настоящий момент среди населения вообще и бизнесменов в частности.
Этот тезис косвенно подтверждается тем фактом, что доля компаний, работающих по "белой" схеме, выше среди фирм, преимущественно работающих на иностранных заказчиков, чем среди наших родных российских организаций (примерно 80% против 50%). Это вполне понятно и объяснимо. "У них" там давно всё "белое". По крайней мере, в сфере IT уж точно. А у нас процесс "обеления" идёт прямо сейчас, идёт медленно, с трудом и неохотно. Полного "обеления" раньше чем лет через десять, ждать, наверное не приходится.
Отмечу, что самый привлекательный по размеру зарплаты оффер я отклонил отчасти именно по причине "серости" зарплаты (хотя у них доля "белой" части была максимальной для фирм, работающих по "серой" схеме — 30%).
* * *
Среди критериев при выборе будущего работодателя у меня были такие:
- Ну понятно, размер зарплаты, куда ж без этого критерия.
- "Белизна" зарплаты. Об этом написал выше.
- Интересная работа. Это широкое понятие, конечно, и иногда трудно сказать, является ли работа интересной до того, как собственно на этой работе поработаешь. Но как минимум, в этот пункт можно включить использование в работе современных технологий, последних версий программных продуктов, следование последним трендам технологического развития. Желательно, чтобы работа включала в себя разработку новых систем, а не только модификацию старых и их поддержку и тестирование.
- Необходимость использовать английский язык. Очень люблю английский и не хочу терять навык владения им.
- Возможность командировок. Желательно за границу. Поездить нашару по заграницам — большой плюс компании. :)
- Расположение офиса. В нашем городе, при нашей ситуации с пропускной способностью системы дорог, при наших утренних и вечерних пробках, при неудачном расположении офиса относительно дома, до работы спокойно можно добираться часа полтора. Этого хотелось избежать.
- Сам офис. Евроремонт — это всегда привлекательнее чем стиль а-ля советский НИИ девяностых. :)
- Социальная жизнь компании — корпоративы, мероприятия, конкурсы, выезды на природу и т.д. и т.п. На мой взгляд, это совсем немаловажно для создания на работе здоровой атмосферы. Люди не должны быть винтиками в механизме, от которых требуется только придти, отработать восемь часов и уйти. По себе знаю — так работать тяжело и, вообще, противоестественно.
* * *
Несколько наблюдений по технической части собеседований. Во-первых, я обнаружил, что вопросы на собеседованиях в разных компаниях зачастую совпадают на довольно немаленький процент. Иногда возникало ощущение, что все эти вопросы приходят в разные компании из какого-то одного источника. Не знаю, так это или нет (интересно бы узнать, где этот источник), но из этого следует простой, но полезный вывод — после каждого собеседования надо постараться вспомнить все вопросы, на которые не удалось ответить, и заполнить пробел в знаниях. Уже через несколько интервью доля отвеченных вами вопросов заметно увеличится.
Из тем, традиционно затрагиваемых на собеседованиях для .NET/T-SQL-программистов, отмечу следующие:
- Garbage collector, generations, finalization, dispose pattern
- Software design patterns
- APS.NET page life cycle
- GetHashCode and Equals overrides
- modification of collection inside
foreach
- T-SQL: types of JOINs
- Transaction isolation levels
- indexes
- etc.
Ещё один совет, выстраданный и настоянный на собственном опыте. Если плохо знаете какую-то тему, лучше сказать, что вообще её не знаете, избежав таким образом вопросов по ней. Лучше просто пропустить какую-то тему, к тому же если знания по ней не являются критически необходимым требованием работодателя, чем ответить почти на все вопросы неправильно. Чисто психологически у человека, проводящего собеседование, в первом случае останется лучшее впечатление о вас чем во втором.
* * *
Ну и в конце этого поста хочу привести несколько зарисовок о визитах в разные компании, опять же, не называя никаких имён.
* * *
Войдя в здание, в котором расположен офис этой компании, я как будто перенёсся на машине времени... ну, не знаю, как минимум в девяностые (до девяностых я вообще не бывал в офисах, а бывал только в школьных коридорах), но уверен, что это больше было похоже даже на восьмидесятые или семидесятые. Классическое НИИ-образное здание советской постройки, классическая проходная, классические длинные мрачные коридоры с высокими дверьми... Всё здесь классически-советское. В кабинете у начальника — Т-образный стол из дорогих пород дерева. Генеральный и технический директор - в костюмах. В общем, для полноты картины не хватало только портрета вождя в изголовье стола и знамён из тяжёлой ткани насыщенного красного цвета. Даже новоязное название компании, составленное из начальных кусков слов, отдавало чем-то советским... Вторчерметтяжмашзагранпоставка — типа такого. :)
Беседа с начальниками и техническим специалистом напоминала ретро-партсобрание в узком кругу. Все (включая меня) говорили по очереди, правильными фразами, никто никого не перебивал. Я ощутил себя не в своей тарелке примерно также, как ощущает, наверное, себя человек, привыкший работать в Agile-команде, где всё стремительно, гибко и небюрократично, попав в команду, работающую строго по методологии Waterfall. Всё здесь такое ватерфольное — итерации длиною в год, с задачами, чётко распланированными на все месяцы с января по декабрь.
Именно здесь предложили зарплату меньше запрошенной, а также обещали в начале года выплачивать только оклад в размере 20 т.р. ($650), а остальное — в виде премий ближе к концу года.
* * *
В ещё одной компании, также работающей по гос.заказам, возник вопрос о допуске к секретной информации. Выяснилось, что в принципе, в этом нет ничего страшного — выезд за границу с минимальной формой допуска (а не минимальная не требуется) никак не ограничен. Вот только загранпаспорт (surprise!) хранится в компании и выдаётся по заявлению работника.
По-моему, это тоже какой-то пережиток СССР. На выездную визу чем-то похоже. "Не захотим — не отпустим".
* * *
Первое впечатление о человеке может быть обманчивым.
Когда я подошёл к зданию, в которой расположен офис очередной компании, пригласившей меня на собеседование, у меня оставалось ещё минут десять до оговоренного времени. Я решил прогуляться по окрестностям. Пока гулял, обращал внимание на людей, идущих навстречу — просто так, надо же было куда-то смотреть. Заметил какого-то бомжа, разговаривавшего с самим собой. Полненький такой, заросший мужчина, невысокого роста, лет сорока пяти. Беспроводной гарнитуры я у него в ухе не заметил, поэтому решил, что он говорит сам с собой. Помню, я ещё подумал: вот раньше если человек идя по улице сам с собой разговаривал, всё было понятно — у человека не в порядке с головой. А теперь ни черта не понятно. Может у него не все дома, а может просто гарнитура в ухе, которую не видно.
Каково же было моё удивление когда минут через двадцать я увидел этого "бомжа" на собеседовании. Он оказался техническим руководителем компании, в которую я пришёл! Милейший человек и грамотный специалист. Значит, всё-таки была гарнитура... Надеюсь.
* * *
Одна компания мне очень понравилась по нескольким параметрам — отличный офис, потенциально высокая зарплата, возможные командировки в США, английский язык, приятные люди. Но офис находится просто в диаметрально противоположном относительного моего дома конце города. По моим подсчётам, поездка на общественном транспорте на работу занимала бы у меня полтора часа в одну сторону. То есть три часа на дорогу тратилось бы каждый день. На самом деле, мне настолько понравилась сама компания, что я даже начал искать варианты, как бы сократить время на поездку до офиса и обратно. Думал, что может быть на машине по кольцевой дороге будет быстрее. Даже думал, не купить ли мотоцикл, чтобы не стоять в пробках. :) Но всё решилось само собой — компания не сделала мне предложение о работе, и проблема комьюта саморассосалась.
* * *
Одна из посещённых мной компаний располагается в районе Купчино или где-то в тех краях. Хорошая компания, они мне тоже сделали оффер, но речь не об этом. А о том, что в качестве одной из заманух там был тот факт, что у нашего Метростроя есть планы вскоре открыть станцию "Бухарестская", которая должна будет находится вблизи офиса этой компании. И тогда ездить в офис будет очень удобно. По последним данным, эта станция должна открыться уже к Новому году. Когда я услышал про эту "замануху", у меня начался чуть ли не истерический смех. (Воображаемый, конечно. Истерически смеяться на собеседовании — мягко говоря, не лучшая идея.) Дело в том, что эти же самые планы Метростроя по поводу этой станции использовались в качестве заманухи на моей ПЕРВОЙ в жизни работе! На которой я трудился с 1993-го по 1997-ой год. То есть, из которой я ушёл пятнадцать лет назад. Уже тогда эту станцию строили и вроде как ходили слухи, что должны скоро открыть, и, мол, тогда будет ах как удобно ездить на работу! И вот спустя пятнадцать лет я слышу то же самое. Смех сквозь слёзы...
И всё же, справедливости ради скажу, что по всем признакам станцию "Бухарестская" всё-таки действительно, видимо, к Новому году откроют. Если конец света не случится, то бишь.
* * *
Процесс найма в одной из компаний отличался от процессов во всех остальных компаниях тем, что в ней дают несколько практических заданий, которые надо выполнять прямо в офисе компании, сидя за компьютером. И отводится на это половина рабочего дня, то есть четыре часа. Кому-то может показаться, что это перебор, но мне понравилось. Выполняя эти задания я ощутил себя совершенно в своей тарелке — ведь это то, что я делаю уже почти двадцать лет: сижу за компьютером и пишу что-то в Visual Studio. Я почувствовал себя так, как будто я уже давно работаю в этой фирме, и мне просто нужно сделать то, что я и так всегда делаю.
В эту компанию я и устроился работать.