'Мастер и Маргарита" в постановке Юрия Кары
09.04.2011 Суббота 03:05
Посмотрел экранизацию "Мастер и Маргарита" Юрия Кары, 1994-го года. Которая со вчерашнего дня в прокате в российских кинотеатрах (по каким-то причинам лента 17 лет пролежала на полке). Впечатления вкратце такие. Во-первых, фильм слишком стремительный. Всё-таки уложить это довольно большое произведение, богатое событиями, в два часа экранного времени — это надо было постараться. В итоге голова несколько идёт кругом — настолько быстры диалоги, настолько стремительно сменяют одна другую сцены, и настолько сами сцены сокращены по сравнению с оригиналом. По-моему я где-то читал, что для того, чтобы уместить картину в формат для показа в кинотеатре, из фильма вырезали чуть ли не девяносто минут. В итоге создаётся впечатление, что смотришь экранизацию "галопом по европам", нигде подолгу не задерживаясь. Надеюсь, когда-нибудь мне удастся посмотреть полную версию.
Самое сильное место в фильме — сюжетная линия с Иешуа Га-ноцри и Понтием Пилатом. Мне кажется, это снято лучше чем в варианте сериала. Беспроигрышным решением всегда является музыка. Я вообще считаю, что современные режиссёры очень недооценивают фоновую музыку как средство для создания настроения. Одна и та же сцена, посмотренная с подходящей сюжету музыкой и без таковой, может восприниматься совершенно по-разному. В этой связи вспоминается христоматийный ужастик Альфреда Хичкока "Psycho", в котором сцена убийства девушки сначала предполагалась без музыкального сопровождения. Но потом композитор настоял на том, чтобы добавить туда ту будоражущую нервы музыку. "И увидел Хичкок, что это хорошо". И удвоил гонорар композитору. И очень правильно сделал, ибо эта сцена без музыки была бы неизмеримо слабее.
Так вот, в этой экранизации фоновая музыка используется очень интенсивно и наиболее в тему она приходится именно в сценах с Понтием Пилатом и Иешуа. Музыка подобрана очень грамотно и действительно создаёт ощущение прикосновения к религиозному таинству, описанному в Евангелиях. К сожалению, и тут жёсткие временные рамки киноформата дают о себе знать — диалоги слишком быстрые, пауз практически нет, много вырезано в сравнении с книгой. Беседы Иешуа с Пилатом — это ключевые моменты всей книги, имхо. Тут были бы очень важны паузы между репликами, ведь герои не какие-то житейские вопросы обсуждают, в конце концов ... Хотелось бы надеяться, что в полной версии фильма всё будет как надо.
Мне, кстати, всегда в этом произведении главным казалась сюжетная линия именно Понтия Пилата; ну и чуть менее важной, но тоже ключевой — линия Мастера и Маргариты. Всё остальное — Воланд со своей свитой и вся эта чертовщина в Москве — лишь фон к этим двум главным сюжетам.
Пара слов об актёрах. Воланд в исполнении Валентина Гафта весьма более удачен чем в сериальной версии. Вообще, я всегда считал, что эта роль принадлежит одному человеку — Олегу Янковскому. Но ему не довелось её сыграть, к сожалению. Но и Гафт в роли Сатаны весьма впечатляющ. По крайней мере, более впечатляющ чем Олег Басилашвили в сериальной версии. Сатана не может быть упитанным как кот, разъевшийся на хозяйских харчах!
Хорош Иван Бездомный в исполнении Сергея Гармаша. Очень понравился Иешуа и Мастер. Совершенно великолепен Понтий Пилат, сыгранный Михаилом Ульяновым! Примерно таким я его и представлял когда читал книгу. А вот Маргарита подкачала. Очень. Всерьёз она не воспринимается. Её хочется скорее отнести к кагорте шутов при "дворе Сатаны" в составе Коровьева, Азазелло и кота, нежели к серьёзным персонажам.
Печально, что не все актёры, задействованные в картине, дожили до премьеры. Нет в живых Михаила Ульянова, Борислава Брондукова...