Доктор Джекил и мистер Хайд
11.05.2016 Среда 10:27
Недавно прочитал рассказ "Странный случай доктора Джекила и мистера Хайда" Стивенсона. У меня было смутное ощущение, что я уже читал его когда-то давно, чуть ли не в детстве. Но речь не об этом. Мне кажется, символично, что это произведение появилось именно в Великобритании в XIX веке. Именно тогда, на мой взгляд, пресловутая английская "чопорность" достигла своего апогея. Все эти леди и джентельмены, фраки и строгий этикет. Жизнь обывателя из среднего и верхнего классов тогда была максимально зарегламентирована. Во всяком случае, мне так представляется.
И вот в таком контексте появляется произведение Стивенсона — ода двойственной природе человека. По-моему, очень логично.
Человеческую природу хотя и можно скрыть за навязанными социальными нормами, но нельзя полностью подавить. А человеку не всегда хочется быть "правильным". У любого нормального человека периодически возникает желание "сломать систему". То есть, действовать вопреки правилам социального контракта, повинуясь единственно лишь собственным желаниям и животной природе.
Рассказ Стивенсона — притча о том, что у каждой полноценной личности есть две стороны: светлая и тёмная. Светлая обычно выставляется напоказ, а тёмная — скрывается, хотя бывают и варианты. Но никаким этикетом, никакими социальными нормами невозможно полностью изжить одну из них (обычно пытаются изжить тёмную). Так было всегда, так есть и сейчас. Именно поэтому филармонии, картинные галереи и светские рауты всегда будут сосуществовать с публичными домами, казино и пороками. Потому что человек в конечном счёте — животное. Хотя и обладающее разумом. И его тёмная сторона хоть и подавлена в современном цивилизованном мире, но никуда не исчезла и лишь ждёт случая проявить себя.