Лето
21.09.2009 Понедельник 00:08
Эх, вот когда летишь в самолёте или едешь в автобусе, просто идёшь где-то или читаешь книгу, часто возникают какие-то интересные мысли, и думаешь - неплохо бы про это написать в блоге, и про это, и про то... Но когда наконец оказываешься рядом с компом, вспомнить, о чём хотел написать бывает трудно. А жаль. Записную книжку что-ли с собой носить?
Но это так, вступление. На самом деле, я хочу привести небольшой отчёт о недельном отпуске в российской глубинке, в Псковской области, почти на границе с Белорусией и Латвией. Эта неделя у меня получилась вместо отпуска, ибо больше этим летом мне никуда не удалось съездить, хотя планы были наполеоновские - среди вариантов летнего досуга были и Нордкапп (Норвегия), и Амстердам, и Япония, и даже Камчатка. Но по некоторым причинам все эти поездки пришлось отложить до лучших времён (которые, буду надеяться, наступят следующим летом).
Как бы то ни было, но я очень доволен несколькими днями, проведёнными далеко от городского шума, в лесу, на берегу живописного озера. Очень немаловажно, что там у меня не было доступа к таким благам цивилизации как телевизор и интернет. В сочетании с воздержанием от употребления любого алкоголя, включая пиво, такой изолированный отдых на природе оказывает удивительный эффект. Можно сказать, что я отчётливо ощутил очищение в душе и в разуме. Всё-таки, большой современный город, что ни говори, имеет свою ауру, проникает в человека, живёт в нём. Но его щупальцы не распространяются так далеко, где был я. Там своя аура, и она совсем другая. Город — это шум, суета, насыщенность событиями, богатство эмоций в самом широком диапазоне, ощущение себя частью коллективного разума. А деревня практически полная противоположность — тишина, спокойствие, размеренность, умиротворение, ощущение себя частью Вселенной. Город бросает вызов природе, но ему невдомёк, что бросать вызов природе бессмысленно, она живёт совсем в другом измерении, и город для неё — лишь одна из её собственных манифестаций. Но город не может остановиться. В постоянном движении — его жизнь, суть его существования. Этим он заражает каждого, кто поселится в нём, и следовательно подчинится его ритму. Живя в городе очень трудно ощутить на себе его влияние. Так же как шум кондиционера мы замечаем только когда его выключат, аура города становится очевидной когда она пропадает. А это происходит только там — в краю лесов и озёр.
Мне было совершенно необходимо поехать в деревню и ещё по одной причине. Я очень люблю дорогу. И я очень давно не путешествовал. Дорога - это совсем другой образ жизни. Это трудно объяснить, но в дороге я меняюсь. Я как будто становлюсь её частью, превращаюсь в одну маленькую дощечку, положенную в мост между двумя мирами. За окном проносятся километровые столбики, придорожные кафе, заправки, большие и маленькие деревеньки, местные жители с вёдрами картошки, грибов и ягод. Текут минуты, часы, позади остаются километры и километры пройденного пути. Это так похоже на жизнь...
Турбаза в Псковской области встретила меня прекрасной погодой. В первый же день отдыха первым делом - катание на лодке. По этому виду отдыха я тоже очень соскучился. Удивительно — оказывается, можно устать не только от постоянно качающейся палубы под ногами, что довольно быстро происходит в длительных путешествиях по воде, но и от твёрдой земли! Да, я устал от незыблемости поверхности, по которой хожу. Мне захотелось ощутить шаткость дна двухвёсельной лодки, услышать плеск воды, наконец увидеть берег с воды, а не воду с берега, как обычно. Поэтому три часа к ряду мы плавали по озеру, затем по протоке, соединявшей озеро с другим озером, затем по другому озеру, которое оказалось гораздо больше первого, ну а затем обратно. Протока эта, кстати, несмотря на не слишком внушительный вид, является ничем иным как рекой Великой, впадающей через много-много километров в Чудско-Псковское озеро, на котором стоит, собственно, Псков. В этих озёрах я пару раз искупался. Первый и, скорее всего, последний раз в этом году.
Отголоски войны — леса в Псковской области изрыты окопами:
Паучог:
Потом были грибы и ягоды. Как и следовало ожидать, их оказалось премного. Одно дело окрестности пятимиллионного Питера, другое дело — леса вокруг деревни на задворках цивилизации. Тут просто нет столько народа, чтобы всё это великолепие собрать. Поэтому всю неделю я питался преимущественно грибными блюдами, в основном супом. Под конец он мне даже немного надоел. Но всё равно, очень вкусно!
Было совершено две автомобильные вылазки к местным достопримечательностям — в Пушкинские горы, и в городок Себеж. Как раз во время этих поездок погода поменялась. Небо затянуло тучами и пошёл Дождь. Я специально пишу слово"дождь" с большой буквы, ибо такие дожди я видел нечасто. Нет, это не был тропический ливень. Совсем напротив, небо орошало землю неспеша, как бы экономя воду. И эта экономия удалась на все сто, потому что этот Дождь шёл трое суток! Три дня и три ночи, не прекращаясь. Признаться, я такое вижу впервые. В Питере, который хоть и считается одним из самых пасмурных городов России, дожди долго не идут. Обычно если дождь идёт ночью, то прекращается к утру, или наоборот. В Псковской же области всё было совсем не так. В голове постоянно возникал вопрос — откуда?! Ну откуда там столько воды, чтобы она непрерывно текла трое суток?! Тем не менее, факт остаётся фактом. Я слышал раньше про дожди, которые могут идти целую неделю, и вот впервые увидел что-то из этой серии.
Итак, Пушгоры. Могила Александра Сергеича:
"Скамья Онегина" в имении Тригорском:
Афтар проникся поэтической аурой места.
В имении Михайловском:
Собственно, дом А.С.Пушкина:
Живописные виды в имении Пушкина:
Вообще, село Михайловское по своему размаху навеяло ассоциации с
штаб-квартирой ранчо Джека Лондона. Дом у Лондона был, конечно, гораздо более грандиозный чем во владениях Пушкиных, но по занимаемой земельной площади и живописности видов место дислокации великого русского поэта, имхо, оставляет далеко позади ранчо великого американского писателя. Эх, умели жить мастера слова в былые времена!
А это в Себеже, городе на западном рубеже России:
Деревня "Чёрная грязь" по дороге в Белорусию. До границы осталось 10 километров.
Брошенный дом на границе с Белорусией:
Безымянная могила:
Спасибо "Единой России" за наше счастливое детство!