Музыка магнитных полей
04.08.2011 Четверг 03:53
Известие о грядущем концерте Жарра всколыхнуло в памяти воспоминания и сподвигло меня написать что-нибудь о моём увлечении его музыкой. Я уже точно не помню, когда я впервые узнал о существовании этого композитора. Это случилось примерно в 1993-94 годах. Один мой друг и одноклассник (а ныне видный бизнесмен) дал мне послушать диск "Chronologie" (1993). Меня эта музыка зацепила сразу! То, что электронное звучание синтезаторов — это моё, я понял ещё в отрочестве, когда в руки попала пластинка со сборной солянкой композиций немецких электронщиков "Kleeblatt No.14: Electronic-Pop album" (1985, AMIGA Records). Но музыка на той пластинке в сравнении с "Хронологией" Жарра была "всё равно что плотник супротив столяра". Примитивные музыкальные пассажи немцев блекли перед грандиозной космической оперой французского композитора, в которой музыкальный рисунок был проработан до мельчайших деталей. В "Хронологии" мне нравилось решительно всё — и совершенно гениальные Chronologie 4 и 6, и менее запоминающие, но прекрасно интегрированные в общую канву остальные части альбома, и отсутствие пауз между композициями, от чего альбом воспринимался как единое произведение, и весьма необычные и смелые находки для музыкальных сэмплов — например, в одной из композиций используется звук матричного принтера, и даже необычный способ наименования треков на диске, выбранный автором — по номерам (Chronologie 1, Chronologie 2 и т.д.). Ну и, безусловно, мелодия, ритм, сочетания инструментов. Всё это вместе производило на меня неизгладимое впечатление. Я любил слушать эту музыку в полной темноте, закрыв глаза, или с открытыми глазами, но когда темноту нарушало лишь призрачное свечение индикаторов на воспроизводящей аппаратуре и компьютере. Хотя тогда я был ещё весьма молод, но эта музыка почему-то рождала в сознании картины прошлого, в котором всё неизменно хорошо, ностальгию и светлую надежду на что, в будущем всё будет не хуже. Хм, интересно, раньше мне никогда не приходило в голову связать эти впечатления от прослушивания, явно имеющие отношение к времени, с названием альбома — "Хронология", которое корнем имеет греческое слово χρόνος — время.
Мне всегда очень нравилось когда в произведении искусства сочетается, казалось бы, несочетаемое — строгий порядок цифр, холодый бесстрастный взгляд техники, непогрешимая математическая логика — с одной стороны, и живой, человеческий взгляд, парадоксальная тяга к нелогичным вещам, извечное стремление человека к прекрасному — с другой. Я всегда видел в этом объединении музыку сфер и какой-то глубинный смысл. И я нашёл это в электронной музыке Жарра. Само название — электронная музыка — перекликается с тем, о чём я говорю. Электромагнитные колебания через человеческое сознание отразившие прекрасное в мире.
Я захотел тогда выкупить диск с "Хронологией" у моего друга, но хорошо помню его ответ: "Мне он и самому нужен".
Свой экземпляр альбома я смог купить только через два года.
Насладившись в полной мере "Хронологией", я принялся за изучение и другого творчества Жарра. Хорошо помню первый раз, когда я слушал альбом "Oxygene". При первых же звуках композиции Oxygene 4 я с восторгом подумал — "и это тоже Жарр!". Да, я, как и большинство людей, слышал много произведений этого француза, не подозревая, кто является их автором. Для меня прослушивание не одной композиции Жарра явилось откровением о том, что "и это, оказывается, тоже сочинил Жарр!". А эти пингвины в клипе на Oxygene 4! По-моему, это просто гениальное видео. Антарктида, бескрайний суровый край, лёд и снег насколько может видеть глаз, но среди всего этого сурового беспредела — маленькие тёплые комочки жизни, антарктические пингвины, спокойно живущие своей пингвиньей жизнью, не напрягающиеся по поводу холода и мороза, куда-то шагающие по снежной пустыне стройными рядами под космическую музыку Жарра, заставляющую думать, насколько это одновременно много и мало — жизнь среди бесконечной Вселенной.
Известнейшая, знакомая, я думаю, абсолютно всем людям, композиция Magnetic Fields 2, а также клип на неё — наивный и концептуальный одновременно — очень хорошо отражают то, о чём я говорил выше — музыку сфер и объединение несовместимого.
Композиция Equinoxe 4 одно время использовалась в качестве звукового сопровождения к моему сайту. Правда, это было очень давно. С тех пор я уже понял, что музыка на сайте нужна как собаке пятая нога.
Потом был "Zoolook" с совершенно потрясающими сэмплами, сгенерированными на основе записей речи на разных языках мира; "Rendez-vous", ассоциировавший тогда у многих с телевизионной передачей "Катастрофы недели", в которой использовался один из треков; "Revolutions", уникальный тем, что в нём присутствует голос Жарра, хотя и пропущенный через вокодер; "Oxygene 7-13" — достойное продолжение первого жарровского альбома...
Со временем я собрал практически все альбомы маэстро. Сумел достать даже один совершенно уникальный диск, который так и назывался — "Unique" ("Уникальный"), который содержал разнообразные бутлеги, никогда не издававшиеся официально или (как в случае с альбомом "Music for Supermarkets") существующие официально в единственном экземпляре. Но всё-таки альбом "Chronologie" для меня всё равно особенный. Это как первая любовь.
А потом началась эпоха живых концертов, первым из которых был концерт на Воробьёвых горах в Москве в 1997-ом году, на котором присутствовало, как говорят, три с половиной миллиона человек и ради которого я, вчерашний студент, на папиной копейке специально ездил в столицу вместе с тремя своими друзьями. Там я жутко замёрз (дело было осенью), но ни разу ни на секунду не пожалел о том, что побывал на этом выступлении. Лучи лазерной арфы Жарра, пронзающие осенний московский воздух, главное здание Московского университета, превратившееся в огромное панно с движущимися картинками, волшебная музыка Жарра, разносящяяся над Воробьёвыми горами, огромное людское море, внимающее ей — всё это невозможно забыть.
Вот так много значит музыка Жарра в моей жизни.