Хачатурян и "Чужие"
26.11.2015 Четверг 07:03
Что объединяет армянского композитора Арама Хачатуряна и культовые фантастические фильмы "Чужие" и "Космическая одиссея 2001"? Читайте дальше и узнаете.
Решил на досуге пересмотреть "Космическую одиссею 2001". На самом деле, классный фильм. За исключением последней части минут на десять, где, насколько я понимаю, Кубрик (режиссёр) попытался показать непоказуемое — переход человека на новый уровень сознания в результате контакта с загадочным "Монолитом". Во всяком случае, я так это понял.
Но хотел я поговорить не об этом, а о саундтреке. Когда я смотрел "Одиссею", я с удивлением осознал, что слышу музыку, очень похожую на некоторые фрагменты саундтрека к весьма любимому мной фильму "Чужие". Ну то есть просто почти один в один. Стал копать и выяснил, что то, что мы слышим в "Одиссее", это... Арам Хачатурян, адажио из балета "Гаянэ". Вот эта музыка в исполнении Армянского филармонического оркестра:
Насколько я могу судить, в "Одиссее" этот фрагмент присутствует без изменений, то есть там просто оригинальный Хачатурян. А вот в "Чужих" звучит скорее произведение "по мотивам", в обработке композитора фильма Джеймса Хорнера. И как же мне нравится эта обработка! Она — один из тех моментов, которые делают "Чужие" уникальной картиной. Если оригинальная музыка из балета создаёт настроение спокойствия и безмятежности, то Хорнер сумел совершенно гениально вплести в ткань музыки тревожные нотки. В фильме этот фрагмент звучит в самом начале, в открывающих титрах, и как бы переносит нас из атмосферы спокойствия, с таким трудом обретённого в конце предыдущего фильма ("Чужой"), в новую реальность, которая, представляясь на первый взгляд благополучной и безопасной, постепенно разворачивается в сцену эпической битвы добра и зла.
Вот этот фрагмент из "Чужих". Трек называется LV-426, по обозначению планеты, на которой происходит действие фильма.
Кстати, раз уж у нас зашла речь о "Чужих" и "Одисее 2001", не могу не сказать, что, посмотрев "Одиссею", я осознал, насколько большое влияние оказала она на "Чужого" и "Чужих". "Одиссея" снята в 1968 году, "Чужой" — в 1979, "Чужие" — в 1986. Музыка, интерьеры космического корабля, общая атмосфера — всё это очень похоже. Ридли Скотт (режиссёр "Чужого") и Джеймс Кэмерон ("Чужие") явно были неравнодушны к творению Стенли Кубрика.
В самой "Одиссее" мне очень нравится один момент. В самом начале, там где обезьяны обнаруживают монолит и, прикоснувшись к нему, обретают разум, есть очень классный переход от времени обезьян к будущему. Это там, где обезьяна, взяв в руки кость и осознав, что это можно использовать как орудие — что символизирует обретение ей разума — подбрасывает кость в воздух. Камера следует за костью, в замедленной съёмке показывая её на фоне неба. И в какой-то момент, без какого-либо плавного перехода, в полной тишине, мы молниеносно переносимся в далёкое будущее. Место съёмки — орбита Земли, и на экране вместо кости — космический корабль. Вот это потрясающая находка режиссёра, я считаю. Между двумя соседними кадрами фильма проходит доля секунды, а по времени повествования проходят десятки тысяч лет! И эти тысячелетия меняют решительно всё. Обезьяны, которые жили в пещерах, теперь стали людьми и создали высокотехнологичную цивилизацию, сбросившую с себя оковы земной гравитации и создавшую сложнейшие технологии, позволяющие путешествовать в космосе. И ведь это не фантастика, это реальность!
А ещё в "Одиссее", ближе к началу, звучит чудесное произведение Иоганна Штрауса "На прекрасном голубом Дунае". В принципе, я могу сказать, что этот фильм открыл для меня Штрауса и его вальсы. Теперь у меня даже есть традиция — каждый год, 31-го декабря
мы с друзьями ходим в баню я слушаю Штрауса в живом исполнении какого-нибудь оркестра. 😀 Ну, стараюсь, во всяком случае.