Avatar
20.12.2009 Воскресенье 19:24
Решил написать небольшую рецензию на "Аватар". Изложить, так сказать, свои мысли по поводу
прочитанного просмотренного. Если сами планируете смотреть фильм, то рецензию, наверное, лучше читать после просмотра. Поэтому прячу её под кат. Хотя в принципе спойлеров нет.
Ну что, ничего другого от Джеймса Кэмерона я и не ожидал. Режиссёр, снявший такие хрестоматийные ленты как "Титаник", "Терминатор", "Терминатор 2", "Бездна" и, конечно же, "Чужие", не разменивается по мелочам. Кэмерон снимает мало, но если уж что-то снял, это непременно становится событием в мире кинематографа. За тридцать лет режиссёрской карьеры он снял всего восемь фильмов, но практически каждый из них можно назвать шедевром.
Мне всегда были близки идеи фильмов Кэмерона. Тому есть несколько причин. В его картинах техника, технология возведены в культ. По крайней мере, в тех, действие которых происходит в будущем. Вселяют, знаете ли, эти картины веру во всемогущество человеческого разума. :) Заставляют поверить, что мы не привязаны к Земле навсегда на коротком поводке. Во-вторых, фильмы Кэмерона очень многослойные. Они детализированы, продуманы, прорисованы с большой тщательностью. Я смотрел "Чужие" далеко не один раз и могу с уверенностью сказать, что при каждом просмотре открывается новый слой. В этой картине (как и в других кэмероновских лентах) масса мелких деталей, которые просто в принципе нельзя заметить при первом просмотре. Поражает и вызывает уважение настолько серьёзный и ответственный подход к своей работе. Человек не просто создаёт свой мир, а делает это с максимально возможной тщательностью и достоверностью. В этом плане у меня даже возникают ассоциации с Толкиеном, который, как и Кэмерон, не позволял себе рисовать свой мир только крупными мазками.
Кратко о сюжете. В Аватаре действие разворачивается на планете Пандора. Человечество имеет коммерческий интерес к этой планете, богатой каким-то сверхдорогим минералом. Единственным препятствием, мешающим освоению ценных запасов, является раса разумных аборигенов, не желающих делиться своим домом, которым для них является Пандора, с жадными землянами. Сперва люди пытаются решить проблему мирными методами. С этой целью используются "аватары" — выращенные искусственным образом тела аборигенов, которыми люди могут дистанционно управлять. Аватары под управлением специально обученных людей внедряются в племена нави — так называется местная раса гуманоидов — и ведут там агентурную работу: пытаются договориться с гордым населением Пандоры, уговорить их не чинить препятствий человечеству. Но нави не хотят идти ни на какие уступки. И вот когда дипломатические пути исчерпаны, "начинают говорить пушки".
Главного героя, бывшего морпеха Джейка в виде аватара внедряют в одно из племён нави. Его задачей становится сбор информации о колониях аборигенов, которая поможет людям одержать победу в вооружённом конфликте. Джейк блестяще справляется с заданием, но по ходу дела у него открываются глаза на происходящее. Он видит конфликт со стороны. Он понимает, что нави и их планета — единое целое, мир, существующий в гармонии тысячи лет. Что человечество — непрошенный гость, который как большой ребёнок не осознаёт, что творит, вторгаясь в мир Пандоры как слон в посудную лавку. Для Джейка всё меняется кардинальным образом...
Аватар снимался с использованием технологии motion capture. На лица актёров прикрепляются датчики, а специальная камера фиксирует их относительное перемещение. На основе полученной информации рендерится окончательная картинка. Это позволяет достигнуть невиданной реалистичности в мимике и артикуляции рисованных героев. Кроме того, лица рисованных персонажей начинают приобретать черты реальных актёров. Например, в чертах лица аватара, которым управляет героиня Сигурни Уивер, явно угадывается лицо самой Сигурни. С одной стороны, эта технология является очевидным прорывом в области анимации, позволяющим создавать искусственные изображения, очень близкие к тому, что мы видим в реальном мире. Но с другой стороны, если вдуматься, эта технология имеет уже не так много общего с анимацией. Ведь по сути захват изображения с помощью датчиков на лице мало отличается от обычной видеосъёмки. Только видеосъёмка запечатлевает всё до мельчайших деталей, а в случае motion capture из реального мира берутся лишь несколько опорных точек, на основе которых строится рендер. Но суть в общем-то одна.
Кстати, мне подумалось, что собственно сам рендеринг лиц в Аватаре не такой уж и безупречный. Конечно, как было сказано выше, в лицах нави узнаются черты реальных актёров, мимика и артикуляция очень реалистичны, и всё такое. Но если всмотреться, то видно, что кожа у рисованных персонажей слишком гладкая, на ней слишком мало деталей. Могу сказать, что эта особенность бросалась мне в глаза весь фильм. Я понимаю, что отрендерить такое количество видеоматериала и так занимает немеряно времени, денег и вычислительной мощности. Но, имхо, пару-тройку главных персонажей можно было отрендерить и на всю катушку. В той же "Рождественской истории" такая мелочь как тонюсенькие волоски на носу главного героя придают фильму невероятную реалистичность. В аватаре кожа существ с Пандоры не имеет ни одного волоска, ни одного прыщика, ни одной морщинки, ни одной шелушинки... Она совершенно идеально гладкая. Так в жизни, естественно, не бывает. Разве что на отфотошопленных фотографиях девушек на сайтах знакомств. :)
Порадовал фирменный кэмероновский стиль: многое в фильме напоминает фильм "Чужие": сцены, работа камеры, задние планы, кастинг, звук. По поводу звука: музыка в фильме местами была очень похожа на саундтрек к "Чужим". Может быть, и не с точностью до музыкальных фраз, но стиль совершенно узнаваемый. Оно и неудивительно: композитор тот же, Джеймс Хорнер.
Некоторые эпизоды явно являются реминисценциями из "Чужих". Например, спуск шаттла на планету. Конечно, теперь это выглядит на порядок круче. Да ещё и 3D. Но в целом эпизод — точная копия оригинала восемьдесят шестого года. Или сцена пробуждения экипажа от гиперсна по окончании полёта к Пандоре. Этому стереотипному эпизоду уже тридцать лет. Впервые он появился в картине Ридли Скотта "Чужой". Но, видимо, очень понравился Джеймсу Кэмерону. :) Женщина с сильным характером — тоже мотив, проходящий красной нитью через многие фильмы режиссёра. Есть такая мачо слабого пола и в Аватаре: крутая девушка — пилот вертолёта. Бубка в юбке. :) Ну один в один Васкез из "Чужих". :)
Что-то у меня рецензия на "Аватар" получилась в ключе сравнения с "Чужими". Ничего не могу с собой поделать. "Чужие" — для меня непревзойдённый образец фантастического фильма. Как ни странно, даже "Аватар" не смог ничего в этом изменить. Да, технологически он ушёл очень далеко вперёд по сравнению с "Чужими", снятыми в 1986-ом. Но идейно "Чужие" остались мне ближе. Аватар я ещё посмотрю, и не раз, но в основном ради видеоряда, который является совершенно крышесносящим, на мой взгляд. Но в "Чужих" есть что-то ещё, что меня очень цепляет. Сюжет "Аватара" — во многом надуманный, искусственный. Человечество представлено в нём какими-то совершенно тупыми злодеями, прущими напролом и не думающими о последствиях, отъявленными негодяями, готовыми ради прибыли на любые преступления против гуманности. Так не бывает в жизни. От этого веет какой-то детской сказкой, в которой ради того, чтобы в доступной форме донести до ребёнка мораль, сюжет намеренно делается нереалистично чёрно-белым, гротескным. "Чужие" — настоящие, в них нет фальши. Единственное, что в этом фильме нереально — это далёкое будущее с его дальними космическими полётами, технологией, оружием и инопланетными тварями. Но во всём остальном "Чужие" совершенно реалистичны. Эмоции в этой картине вполне натуральные. История, произошедшая на планете LV-426, могла бы произойти в наше время и в нашем мире. Просто в другом антураже. Вот этой реалистичности, несмотря на motion capture, 3D и другие достижения технологии, в "Аватаре" нет.
Но у "Аватара" есть свои достоинства. Впервые в кино прозвучала мысль, которая уже давно поселилась в моей голове. Мысль о том, что планета и её биосфера — это живое существо. Настоящее единое и неделимое живое существо. Как человек, только больше. Может, не разумное, но живое. Со своими болячками, недугами. И со своим понятием о счастье... И относиться к этому существу надо соответственно. Все эти войны, терроризм, негатив в СМИ и т.п. — суть болезнь, поразившая Землю. В наших силах помочь ей от этого недуга избавиться. Надо лишь попробовать подняться чуточку выше своего привычного уровня эгоистического существа, вечно требующего чего-то от окружающего его мира, и попытаться увидеть the big picture — большую картину. Увидеть космос, Солнце, Землю и себя на Земле — маленькую песчинку, являющуюся частью всей этой безграничности. Имхо, "Аватар" — об этом.
По поводу параллелей с реальной жизнью. Один эпизод в картине вызвал сильные эмоции и сильные ассоциации с событиями настоящего мира, окружающего нас сейчас. Падение гигантского дерева, в котором жило племя Нави. Застывшие в ужасе аборигены, неверящими глазами смотрящие как горит казавшееся незыблемым тысячи лет древо. Как в их глазах рождается осознание того, что это конец, конец эпохи, смерть того, что казалось бессмертным. Как все понимают, что сейчас произойдёт катастрофа — гигантское дерево рухнет, погребя под собой каждого, кто не успел унести ноги. Бегство изо всех сил в попытке спасти свою жизнь. И наконец неторопливо, как в замедленном показе падающее вечное древо, роняющее в своём грандиозном падении огромные ветви, которые уничтожают под собой всё живое. А затем, когда всё закончилось, оставшиеся в живых, со слезами в глазах смотрящие на остатки обрушившегося гиганта, едва видимые сквозь клубы белой пыли, поднявшейся при падении.
Это же аллюзия на World Trade Center, обрушенный террористами в 2001 году...
"Аватар" — единственный фильм, из тех, которые я смотрел в кинотеатре, по окончании просмотра которого люди аплодировали. И я тоже. :)
P.S. Забавный факт заметил только что. Все фильмы Кэмерона имеют названия, начинающиеся либо на A, либо на T: Aliens, Abyss, Avatar, Terminator, True Lies, Titanic.
21.12.2009 Понедельник 14:24
Кстати точно! Это же наша старая добрая сказка про Иванушку дурочка, прекрасную царевну и Кащея бессмертного !
21.12.2009 Понедельник 14:39
> В Аватаре действие разворачивается на планете Пандора. Человечество имеет коммерческий интерес к этой планете, богатой каким-то сверхдорогим минералом. Единственным препятствием, мешающим освоению ценных запасов, является раса разумных аборигенов, не желающих делиться своим домом, которым для них является Пандора, с жадными землянами. Сперва люди пытаются решить проблему мирными методами. С этой целью используются "аватары" — выращенные искусственным образом тела аборигенов, которыми люди могут дистанционно управлять. Аватары под управлением специально обученных людей внедряются в племена нави — так называется местная раса гуманоидов — и ведут там агентурную работу: пытаются договориться с гордым населением Пандоры, уговорить их не чинить препятствий человечеству. Но нави не хотят идти ни на какие уступки. И вот когда дипломатические пути исчерпаны, "начинают говорить пушки".
Извиняюсь за столь длинную цитату, но!
Это что, новый "план Даллеса"? Замени некоторые слова на "Россия" и "русские", и пожалуйста - новый план Барбаросса готов! Русские - гуманоиды, говоришь? Типа не хотят отдавать "полезные минералы"?
В топку твоего камерона вместе аватаром! Бойкот грязной русофобской компьютерной блевотине!
Сталин придёт!
21.12.2009 Понедельник 14:51
Да-а, сильно, тов.Дынин. Не знаю, что и сказать.
21.12.2009 Понедельник 14:54
Бойкот грязной русофобской компьютерной блевотине!Вообще-то, в фильме аборигены побеждают.
21.12.2009 Понедельник 15:14
> Вообще-то, в фильме аборигены побеждают.
Вот это хорошо! Я знал, что Камерон - нормальный чувак!
21.12.2009 Понедельник 15:19
Да, кстати, на этой Пандоре есть типа вожди? Кто возглавил сопротивление?
Фишка про "засланных казачков", имеющих такой же облик, как и у местных и управляемых дистанционно - круто!
Камерону - партийный билет №1!
А может Камерон и есть Сталин?
21.12.2009 Понедельник 15:23
Да, кстати, на этой Пандоре есть типа вожди? Кто возглавил сопротивление?Это конфиденциальная информация. :) Это будет уже спойлер. Сходи посмотри сам лучше, тов. Дынин.
21.12.2009 Понедельник 15:40
Забавно, что несмотря на то, что Аватар в прокате всего несколько дней, он уже окупил своё производство. СМИ сообщают, что на данный момент мировые сборы от проката составляют 232 млн.долларов, а производство стоило 237. Плюс 100 миллионов рекламная раскрутка.
21.12.2009 Понедельник 15:58
Не понял.
237+100=337 Так?
232-337= -105 Так?
Итого -100 млн. баксов.
Может не стоило вообще фильм снимать, а просто сделать рекламную раскрутку?
А вообще, Камерон лох. Деньги, млин, считает. Ремесленник.
Наши творцы обычно берут деньгу из госбюджета. А потом государству его же (фильм) втирают уже в два раза дороже. Бизнес.
21.12.2009 Понедельник 16:38
Итого -100 млн. баксов.Я же написал, фильм "окупил своё производство". Производство стоило 237.
21.12.2009 Понедельник 17:25
инетересно, сколько из 100-и пошло Эрнсту неизвестному, когда Джеймс и Сигурни засветились прямо в студии посреди передачи "Время в 21-00"
21.12.2009 Понедельник 17:38
А что, было такое?!
21.12.2009 Понедельник 18:16
Да, интервью на 10 минут
21.12.2009 Понедельник 20:11
Фильм красивый, конечно. Но картонно-лубочный. И вторичный, если не третичный. Сюжет — люди, ну это ж Покахонтас. На стероидах (потому синяя и ростом три с половиной метра). Персонажи все штампованные... К перечню откровенных заимствований надо добавить перестрелку в лесу — в Star Wars VI было один в один — аборигены с луками супротив имперской пехоты и танков.
Да и вообще, непонятно, что мешает землянам просто нюкнуть эту гребаную деревню с орбиты? Ну или залить напалмом из стратосферы? И/или гербицидами? Подарить туземцам тифозных одеял? Вообще, Камерону стоило бы поговорить с Джорджем Мартином, и почитать Путешествия Тафа. Чтобы знать как надо вести биологическую войну. Ну или хотя бы Гаррисона Мир Смерти, о том как технологическая цивилизация может захлебнуться в войне с враждебной планетой.
22.12.2009 Вторник 00:27
Фильм красивый, конечно. Но картонно-лубочный. И вторичный, если не третичный. Сюжет — люди, ну это ж Покахонтас. На стероидах (потому синяя и ростом три с половиной метра). Персонажи все штампованные... К перечню откровенных заимствований надо добавить перестрелку в лесу — в Star Wars VI было один в один — аборигены с луками супротив имперской пехоты и танков.У меня тоже сложилось такое впечатление, хотя я фильм и не смотрел.
22.12.2009 Вторник 02:03
Макс, жжёшь. :) Я с тобой согласен, сюжет фильма слишком искусственный и неестественно чёрно-белый. Впрочем, если ориентироваться на подростковую аудиторию, то эта чёрнобелость и штампованность персонажей и сюжета — в самый раз. Лет в четырнадцать я бы тащился от этой картины во всех её аспектах, включая сюжет. Но сейчас цепляет в общем-то только видеоряд. Но одного этого более чем достаточно, чтобы получить огромное удовольствие от просмотра!
И всё-таки, одна актёрская работа мне очень понравилась. Какой там офигенно колоритный генерал — предводитель армии людей, это нечто! Очень рельефный персонаж. :) А самый слабый и самый неественный, имхо, — я не очень понял, кем он там был, но вроде какой-то гос.чиновник, которому вся эта армия, включая генерала, подчинялась. Ну совершенно не вызвал доверия.
22.12.2009 Вторник 18:09
Не генерал, а полковник. Такой себе, опять же, картонный злодей. Но красиво сделан. А тот рохля, который ими всеми руководил — был "эффективный менеджер" от горнодобывающей компании. Это ж не государственное мероприятие было, а чисто капиталисты пришли добывать минерал с гениальным названием "хрен достанешь" (в оригинале "unobtainium").
23.12.2009 Среда 23:50
интересно может ли человеческий мозг придумать инопланетян не похожих на людей, например не биологического типа? и придумать какой нибудь сюжет)
24.12.2009 Четверг 13:25
Вопросы, которые возникли после просмотра:
1. Почему инопланетяне, находясь, якобы, в гармонии с животным миром на своей планете, все равно охотились и убивали зверушек для пропитания? Но ни разу не показано как они их ели. То есть, непосредствеено, акта приема пищи инопланетянами в фильме не было.
2. Вопрос размножения вообще не раскрыт. Акт любви между инопланетянокой и главным героем в теле инопланетянина выглядит неубедительно. Еще смущает отсутствие первичных и вторичных половых признаков у инопланетян при наличии ярко выраженных пупков!
3. Как я понял тело инопланетянина, в которое поселяют гавного героя было выращено людьми искусственно для заброса, так сказать, в стан врага. А было ли это тело совершенно в плане здоровья? Может оно как одноразовый шприц? А может у него внутри что-то не так как у других инопланетян? А наш герой навсегда в него переселился!
Вот такие непонятности. Рассудите люди добрые.
25.12.2009 Пятница 11:10
я же говорю не могут ничего необычно придумать с этими инопланетянами, все у них как у людей прямо. там в одном кадре я заметила как несли ребеночка на руках, так тоже один в один.
а тело мне кажется нормальное, после того что он там вытворял наверное можно не беспокоится ))
26.12.2009 Суббота 01:35
Не генерал, а полковник. Такой себе, опять же, картонный злодей.Картонным он стал где-то во второй половине фильма. А поначалу был вполне реалистичен и колоритен.
26.12.2009 Суббота 02:02
интересно может ли человеческий мозг придумать инопланетян не похожих на людей, например не биологического типа? и придумать какой нибудь сюжет)В "Солярисе" океан вроде небиологическая субстанция. Ещё, в одной серии "Секретных материалов" фигурировала жизнь на основе кремния. Эти чуваки хорошо себя в огне чувствовали. :) У Сергея Снегова в "Люди как боги" самые крутые разумные инопланетяне, которые целые звёздные системы создавали, возможно, были небиологического типа. Возможно — потому что они напрямую в книге не присутствуют, они всё время как бы за кадром. Кстати, "Люди как боги" — самая классная фантастическая книга, имхо. Я её три раза читал.
26.12.2009 Суббота 02:40
Почему инопланетяне, находясь, якобы, в гармонии с животным миром на своей планете, все равно охотились и убивали зверушек для пропитания?Ну, кушать-то что-то же надо. :) И вегетарианство тут не выход: растения ведь тоже часть природы. Мне кажется, что гармония с природой возможна и при употреблении мяса животных в пищу. По крайней мере, если сравнивать с убийством животных, то я не вижу никакой "благодетели" в издевательстве над собственным организмом, когда его лишают необходимых ему белков. Другое дело, если организм может без вреда для здоровья обходиться без мяса — тогда убивать животных, конечно, не стоит.
Акт любви между инопланетянокой и главным героем в теле инопланетянина выглядит неубедительно.Может, у них перекрёстное опыление...
А было ли это тело совершенно в плане здоровья?Я ещё смутно припоминаю, что в фильме было сказано о том, что аватары выращивались с использованием ДНК и нави,
и людей. Тем не менее, аватары внешне ничем не отличаются от настоящих тел нави. Неувязочка, имхо.
26.12.2009 Суббота 02:45
Вообще, по результатам просмотра и последующего анализа приходится признать, что в "Аватаре" Кэмерон несколько отступил от свойственной ему манеры снимать фильмы максимально реалистично — с настоящими живыми характерами героев и минимальным количеством логических неувязок при достаточно сложном и детально проработанном мире.
12.01.2010 Вторник 14:44
Так его, "расхитителя"
Коммунисты Петербурга потребовали ареста Джеймса Кэмерона
звездно-полосатая мразь подняла руку на творческое наследие покойных Стругацкого, Ефремова, Булычева, режиссера Павла Арсенова, пользуясь тем, что ушедшие из жизни авторы не могут написать заявление в прокуратуру".
Коммунисты полагают, что Место Кэмерона - на нарах в тюрьме, а не на церемонии Оскар
"Откройте мне хоть одну внеземную цивилизацию - и я сразу реабилитирую Джордано Бруно!". Папа.Римский ->
|
12.01.2010 Вторник 14:52
Логичное продолжение истерии про раскрашенные "Семнадцать мгновений весны".
12.01.2010 Вторник 15:11
Ага, особенно если учесть,что от Стругацких там только название "Пандора", и то не их придумка :)
"Откройте мне хоть одну внеземную цивилизацию - и я сразу реабилитирую Джордано Бруно!". Папа.Римский ->
|