Жарр в Петербурге
21.11.2008 Пятница 01:11
Ну что ж, по поводу концерта Жарра. Итак, позавчера (в среду, 19 ноября) состоялось эпохальное событие — первый в истории концерт Жана-Мишеля Жарра в Санкт-Петербурге. В двух словах впечатления таковы: могло быть и лучше. Во-первых, как всегда разочаровала акустика в БКЗ "Октябрьский". Я был в этом концертном зале уже раз семь (Pet Shop Boys, Машина Времени, Бутусов, БГ и т.д.), и мне ни разу не понравился звук, независимо от исполнителя. Громко и невразумительно. Больше, наверное, не пойду в БКЗ.
Во-вторых, я считаю, критическую ошибку совершил сам Жарр в плане репертуара. Играл он в этот раз целиком альбом Oxygene, 1976 года выпуска. Однако это совершенно не то, чего ждала от композитора петербургская публика. Oxygene, конечно, легендарный альбом и всё такое, но в нём всего пара хитовых трэков. Всё остальное — заунывная электронщина, интересная разве что совсем преданным фанатам, ну и самому Жарру, наверное. Ему надо было сыграть всего лишь сборник своих хитов за всю музыкальную карьеру. Именно этого ждали от концерта люди, которые колбасились под его музыку во времена своей молодости. Вместо этого, Жарр преподнёс им нечто совершенно эксклюзивное — свой первый электронный альбом, сыгранный в полном объёме, причём вживую и исключительно на аналоговых инструментах. Да ещё и не оригинальную версию, а смачно сдобренный всевозможными звуковыми спецэффектами, да так, что из-за них иногда основную мелодию было почти невозможно услышать. Короче говоря, полное расхождение между ожиданиями публики и реальностью, к сожалению. Я думаю, этот концерт высоко оценили немногие. Более того, почти уверен, что человек, услышавший Жарра впервые именно на этом концерте, вряд ли захочет услышать его ещё раз.
А всего лишь надо было учесть, что российская публика, в частности питерская, это совсем не европейская. В Европе все, кто хотел, уже давно побывали на одном-двух концертах маэстро от электроники. И поэтому им уже действительно можно преподносить что-то эксклюзивное; такое, чего они ещё не видели. Для России же Жарр в диковинку, он здесь всего второй раз. У большинства людей его имя ассоциируется с приятными мелодиями из далёкой молодости. И тут не до эксклюзива. Надо было играть Chronologie 4 и 6, Equinoxe 4, Magnetic Fields 1 и 2, что-нибудь из Revolutions и Zoolook, ну и хиты из Oxygene, разумеется. Вот это стопудово было бы принято на ура. А так...
Ещё один минус, но не Жарра, а БКЗ, в том, что наклон партера очень незначительный. Обидно, знаете ли, заплатив за билет двести баксов, вместо музыкантов видеть перед собой затылок впередисидящего человека. В этот раз мне ещё повезло — по крайней мере центр сцены я видел довольно хорошо. Бывало гораздо хуже. Кроме того, на этом концерте очень помогло огромное зеркало, которое в какой-то момент спустилось сверху и нагнулось так, что в него можно было видеть сцену как бы сверху. По-моему, классная находка. Это надо внедрить во всех залах, в которых наклон партера невелик.
Это были минусы, про которые необходимо было рассказать. Теперь о плюсах. Мой билет, не из самых дешёвых, был на двенадцатый ряд, то есть сравнительно близко к сцене. Впервые я увидел Жарра живьём, да ещё так близко. Возможно, это не очевидно, но для меня это сильный момент. Я слушаю Жарра года наверное с 1991, то есть уже около двадцати лет. Мне эта музыка всегда очень нравилась, и не просто нравилась, а оказывала какое-то почти магическое действие, как ни странно рождая во мне мотивацию что-то делать. И вот спустя все эти годы увидеть совсем близко человека, который создал всё это... довольно exciting. Появился маэстро, кстати, эффектно — он зашёл в зал через главный вход, через который заходили и зрители, и в свете софитов и окружении людей в чёрном через весь зал проследовал на сцену.
Второй плюс, как ни странно, ранее в этом посте был засчитан как минус, а именно эксклюзивность. Я всё же считаю себя несколько продвинутым поклонником музыки Жарра, поэтому для меня просто сама возможность послушать целиком Oxygene, альбом с тридцатилетней историей, с которого началось восхождение Жарра на музыкальный электронный олимп, в живом исполнении самого автора, да ещё на архаичных аналоговых инструментах — это само по себе бонус и рулез. Когда я был студентом, я о таком мог только мечтать. Особенно понравилось исполнение Oxygene 4 на бис в конце концерта. Вот это был отжиг! Вот это классика. С таких композиций надо было начинать, ими продолжать и ими же заканчивать, и Петербург упал бы ниц к ногам композитора. :)
Ну и наконец, Жарр меня очень порадовал, сообщив, что он планирует ещё один концерт в Петербурге, но уже на открытом воздухе. Он несколько раз сказал об этом, а в конце прощался словами "See you soon!" ("Скоро увидимся!"), так что есть надежда, что это не пустые слова. На открытой площадке я бы Жарра послушал бы ещё раз с удовольствием. На его концерте в 1997 году в Москве акустика была просто отличная, в тысячу раз лучше чем в этот раз в БКЗ. Поэтому, я думаю, что и в Питере будет не хуже. Главное только, чтобы это мероприятие действительно состоялось. Ходят слухи, что открытый концерт может быть приурочен к трёхсотлетию Царского Села. А значит будет проведён (если будет проведён) в 2010 году в Пушкине. Eagerly looking forward to it.
Ещё пара моментов. На самом деле, была сыграна только первая часть альбома Oxygene, та, которая была написана тридцать лет назад. Как известно, у альбома есть продолжение, созданное в 1997 году (ему одиннадцать лет). Из второй части была сыграна только одна композиция — Oxygene 10. Она прозвучала последней в основной части концерта. После неё были только песни на бис — медленная мелодия, исполнение которой музыкант посвятил Санкт-Петербургу (не помню название), и Oxygene 4.
Кстати, во время исполнения последней песни на бис я тайком записал секунд пятнадцать контрафактного видео. ;) На этом концерте несанкционированную съёмку секли очень жёстко. Поэтому у меня даже нет ни одной фотографии.
После концерта, в холле Октябрьского купил себе двойной DVD "Jarre in China". Ещё не смотрел.
Жан-Мишель, с нетерпением ждём Вас в Петербурге снова!